Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 943498-6 "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в части повышения ответственности субъектов и участников обязательного медицинского страхования),
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Решением Совета Государственной Думы от 8 декабря 2015 года (протокол N 272, пункт 1) Комитет Государственный Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 943498-6 "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект разработан в целях дальнейшего развития системы обязательного медицинского страхования, предусматривающего повышение ответственности субъектов и участников обязательного медицинского страхования, усиление требований к страховщикам, осуществляющим исключительно медицинское страхование, повышение доступности и качества медицинской помощи.
Изменения в статью 25 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в части увеличения минимального размера уставного капитала страховщика, осуществляющего медицинское страхование, с 60 млн. рублей до 120 млн. рублей, направлено на повышение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования. При этом предусмотрен переходный период до 1 января 2017 г. для приведения размеров уставных капиталов страховых медицинских организаций в соответствие с проектируемыми требованиями.
В настоящее время законодательно не установлены состав расходов и источники формирования нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, как и источники финансирования и порядок расходования средств для финансирования мероприятий, направленных на устранение причин нарушений, которые выявляются при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Вводимые в Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" нормы уточняют источники формирования, порядок определения объемов и направления расходования нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Согласно законопроекту, формирование нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования будет осуществляться за счет:
- доходов бюджета территориального фонда, в части средств, направляемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, а также на расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования;
- средств от санкций, примененных к медицинским организациям по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в части средств, направляемых на финансовое обеспечение мероприятий по дополнительному профессиональному образованию медицинских работников по программам повышения квалификации, а также на приобретение и проведение ремонта медицинского оборудования.
Таким образом, нормированный страховой запас территориального фонда обязательного медицинского страхования будет включать:
- средства для дополнительного финансового обеспечения реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования;
- средства для расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования;
- средства для финансового обеспечения мероприятий по дополнительному профессиональному образованию медицинских работников по программам повышения квалификации, а также на приобретение и проведение ремонта медицинского оборудования.
Кроме того, представленный проект федерального закона устанавливает право медицинским организациям использовать средства для финансового обеспечения мероприятий по дополнительному профессиональному образованию медицинских работников, а также на приобретение и проведение ремонта медицинского оборудования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Кроме того, предлагается уточнить порядок формирования целевых средств страховой медицинской организации, а именно - уменьшить в их структуре долю средств, поступивших из медицинских организаций в результате применения к ним санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи:
- до 50 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения экспертизы качества медицинской помощи;
- до 50 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения медико-экономической экспертизы.
В части формирования собственных средств страховых организаций предлагается уменьшить в их структуре долю средств, полученных от сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения экспертизы качества медицинской помощи и в результате проведения медико-экономической экспертизы, а также от уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества;
По законопроекту имеются замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы, которые будут учтены ко второму чтению.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 943498-6 "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в части повышения ответственности субъектов и участников обязательного медицинского страхования), внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
С.И. Фургал |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.