Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона предлагается принять специальный федеральный закон, регулирующий порядок осуществления деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий и предусматривающий обязательное саморегулирование субъектов данной деятельности. При этом в проекте по существу исключается право физических лиц самостоятельно организовать собственное разовое выступление (зрелищно-развлекательное мероприятие) с реализацией входных билетов, если они не зарегистрировались в качестве индивидуального предпринимателя и не вступили в саморегулируемую организацию (см. пункты 2 и 4 статьи 2, часть 1 статьи 4, части 1 и 2 статьи 5 проекта), что нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку разовая организация указанного мероприятия вряд ли может рассматриваться как осуществление предпринимательской деятельности, учитывая, что такой деятельностью признается "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" (пункт абзац третий пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). В связи с этим предлагаем рассмотреть возможность осуществления разовой организации зрелищно-развлекательного мероприятия без необходимости приобретения статуса индивидуального предпринимателя и вступления в саморегулируемую организацию, но, например, с обязательным страхованием своей гражданской ответственности перед посетителями такого мероприятия и иными лицами.
Представляется логичным положения частей 4 и 5 статьи 6 проекта распространить также на обязательства организатора зрелищно-развлекательного мероприятия по возврату денежных средств за приобретенные зрителями билеты а случае отмены объявленного к проведению зрелищно-развлекательного мероприятия или непроведения такого мероприятия по иной причине (см. часть 2 данной статьи).
Положения части 1 статьи 7, части 3 статьи 9, пунктов 3 и 4 части 1 статьи 11, пункта 6 части 5 статьи 13, пункта 2 части 8 статьи 14, пункта 1 части 9 статьи 15 проекта требуют взаимного согласования по вопросу о том, должны ли саморегулируемые организации организаторов зрелищно-развлекательных мероприятий осуществлять контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации не только положений нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий, но и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. При этом полагаем, что к компетенции указанных саморегулируемых организаций должен относиться только контроль за соблюдением нормативных правовых актов в сфере их деятельности.
В пункте 2 части 2 статьи 9 проекта следует указать наряду со стандартами и правилами саморегулируемой организации также и иные документы саморегулируемой организации, предусмотренные в статье 11 проекта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 проекта саморегулируемая организация организаторов зрелищно-развлекательных мероприятий разрабатывает и утверждает требования к профессиональному и деловому опыту членов саморегулируемой организации. Данное положение нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку отсутствие опыта может стать препятствием для осуществления указанной деятельности вновь созданными юридическими лицами или юридическими лицами, ранее ее не осуществлявшими.
В части 7 статьи 13 проекта следует учесть, что страхование имущественной ответственности организаторов зрелищно-развлекательных мероприятий является обязательным лишь в том случае, если такой способ обеспечения имущественной ответственности предусмотрен саморегулируемой организацией (см. статьи 16 и 17 проекта).
В части 7 статьи 16 проекта необходимо уточнить, каким образом соотносятся друг с другом положения ее первого и второго предложений, в частности, вправе ли саморегулируемая организация, возместившая причиненный членом саморегулируемой организации вред жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и взыскавшая с него в порядке регресса уплаченную сумму, помимо этого также потребовать от него внести взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в целях увеличения размера такого фонда в порядке и до размера, которые установлены уставом саморегулируемой организации, и, наоборот, после внесения членом саморегулируемой организации указанного взноса в компенсационный фонд потребовать от него также в порядке регресса возмещения уплаченной саморегулируемой организацией суммы. При этом отмечаем, что возложение на члена саморегулируемой организации обязательств в общей сумме, превышающей размер выплаченных саморегулируемой организацией денежных средств, приводит к ответственности члена саморегулируемой организации в размере, превышающем размер причиненного им вреда, и, на наш взгляд, не имеет достаточных правовых оснований.
В части 8 статьи 16 проекта представляется целесообразным уточнить, что возврат взносов в компенсационный фонд членам саморегулируемой организации не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 14 проекта.
Согласно части 2 статьи 6 проекта "при осуществлении деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий организаторы зрелищно-развлекательных мероприятий несут ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц", при этом в пункте 3 части 2 статьи 9, статье 16 и части 4 статьи 17 проекта предусмотрены положения об "обеспечении саморегулируемой организацией организаторов зрелищно-развлекательных мероприятий имущественной ответственности каждого ее члена перед третьими лицами за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц во время проведения зрелищно-развлекательных мероприятий". В свою очередь, в части 6 статьи 6 предусмотрено, что "ограничение ответственности или освобождение от ответственности организатора зрелищно-развлекательного мероприятия и (или) заказчика зрелищно-развлекательного мероприятия перед третьими лицами допускается лишь в случаях, установленных действующим законодательством". Из указанных положений не ясно, за какие действия, связанные с причинением вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, организаторы зрелищно-развлекательных мероприятий несут ответственность в соответствии с предлагаемым федеральным законом, например, должны ли они возмещать вред, который был причинен зрителю во время проведения зрелищно-развлекательного мероприятия другим лицом, в том числе в случае отсутствия в какой-либо степени вины организатора зрелищно-развлекательного мероприятия в произошедшем.
Также отмечаем, что из взаимосвязанных положений части 2 статьи 6, пункта 3 части 3 статьи 7, пункта 3 части 2 статьи 9, статьи 16 и части 4 статьи 17 не ясно, должна ли саморегулируемая организация организаторов зрелищно-развлекательных мероприятий обеспечивать имущественную ответственность членов саморегулируемой организации перед зрителями по возврату денежных средств за приобретенные зрителями билеты в случае отмены объявленного к проведению зрелищно-развлекательного мероприятия или непроведения такого мероприятия по иной причине.
Обращаем внимание на отсутствие в законопроекте положений о контроле (надзоре) за саморегулируемыми организациями организаторов зрелищно-развлекательных мероприятий, в том числе за содержанием утверждаемых ими стандартов и правил осуществления деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий (см. статью 23 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях").
Также следует иметь в виду, что некоммерческая организация, проводящая некоммерческое зрелищно-развлекательное мероприятие (не имеющее целью извлечение прибыли), не является ни субъектом предпринимательской деятельности, ни субъектом профессиональной деятельности, о саморегулировании которых говорится в Федеральном законе от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.