Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1166517-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Административное законодательство в течение последних пяти лет претерпело значительные изменения, в первую очередь, обусловленные необходимостью приведения его в соответствие с иными федеральными законами, устранения противоречий.
Правоприменительная практика показала необходимость усилить ответственность за административные правонарушения, объектом посягательств которых являются жизнь и здоровье людей, общественный порядок.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан в целях установления административной ответственности граждан и должностных лиц, не соблюдающих правила содержания собак в городах и других населенных пунктах.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время Верховным Судом Российской Федерации (например, определением от 14 декабря 2011 года N 64-Г11-36 и др.) установлено, что на территории Российской Федерации по вопросу содержания собак и кошек действует постановление Совмина РСФСР от 23 сентября 1980 года N 449 "Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР". Региональный законодатель не вправе устанавливать административную ответственность за нарушения в области правоотношений, урегулированных Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также иными подзаконными актами: санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации, СанПиН 3.2.1333-03", введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2003 года N 105, Правилами содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, утвержденными Минжилкомхозом РСФСР 12 июня 1981 года, Минсельхозом РСФСР 24 июня 1981 года, Минздравом РСФСР 24 июня 1981 года, Минюстом РСФСР 03 июля 1981 года.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2012 года N 81-АПГ12-1 также указано, что региональный законодатель, устанавливая административную ответственность за нарушение правил содержания домашних животных и птиц, вторгается в компетенцию Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Аналогичная позиция содержится и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 46-АПГ12-14 и нескольких других. Кроме того, в городах и иных населенных пунктах фиксируется множество случаев нападения собак на человека. Подобные нападения зачастую заканчиваются для человека серьезными травмами.
В связи с актуальностью проблемы необходимо урегулировать данные правоотношения на уровне федерального закона.
Законопроектом предлагается Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнить статьей 6.34 "Создание угрозы жизни или здоровью людей при содержании собак" и установить административную ответственность за выгул собак вне специально отведенных мест и (или) допущение нахождения собак в общественных местах и (или) на территориях общего пользования без намордника и поводка; за непринятие лицом, осуществляющим выгул собаки, мер по уборке продуктов жизнедеятельности собаки в случае загрязнения общественных мест и (или) территорий общего пользования, а также за действия (бездействие), которые привели к самостоятельному выходу собаки из мест ее содержания.
Правом составления протоколов по данной категории дел предлагается наделить должностных лиц органов внутренних дел (полиции).
Принятие законопроекта позволит устранить пробелы законодательства и упорядочить общественные отношения в указанной сфере, снизит число конфликтов между владельцами собак и другими гражданами, а также повысит безопасность и укрепит гарантии прав и законных интересов граждан на территории всей страны.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.