Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1166026-6 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан во исполнение пунктов 3.4.1 и 3.4.2 раздела 3 плана мероприятий ("дорожной карты") по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 10 апреля 2016 г. N 2420п-П13.
Целью законопроекта является устранение условий, способствующих нарушениям в сфере валютного регулирования.
Законопроект направлен на предотвращение незаконных валютных операций, совершаемых через уполномоченные банки Российской Федерации. В настоящее время при формальном наличии всех необходимых документов, являющихся основанием для проведения валютной операции, уполномоченный банк может отказать в проведении операции только в случае, установленном частью 5.2 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", если возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Предлагаемые законопроектом изменения предоставят возможность уполномоченным банкам отказывать клиентам в проведении валютных операций, если они противоречат требованиям валютного законодательства Российской Федерации.
Кроме того, за осуществление незаконных валютных операций, а также за совершение правонарушений, связанных с репатриацией денежных средств, законопроектом предлагается установить отдельные административные наказания:
для должностных лиц - в размере от четырех до пяти тысяч рублей, а в случае повторного нарушения законопроектом предусматривается наказание в виде дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет;
для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за правонарушения, установленные частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, частью 4 статьи 15.25 КоАП - одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках, частью 5 статьи 15.25 КоАП - одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в Российскую Федерацию таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возращенных в Российскую Федерацию.
В настоящее время за правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 15.25 КоАП, устанавливается наказание в виде штрафа, налагаемого на граждан, должностных и юридических лиц. За правонарушения, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП, также предусмотрена ответственность только в виде штрафа, налагаемого на должностных и юридических лиц. При этом административная ответственность в отношении должностных лиц применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Практика показывает, что указанная санкция малоэффективна, поскольку не препятствует недобросовестным лицам становиться учредителями новых юридических лиц, создаваемых для совершения противоправных действий. Законопроектом предлагается расширить понятие должностного лица, что позволит привлечь к ответственности руководителей организаций, и установить возможность передачи органом или должностным лицом дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 4 и 5 статьи 15.25 КоАП, совершенных повторно, на рассмотрение судье. В этой связи примечание 1 статьи 15.25 КоАП признается утратившим силу и вносятся соответствующие изменения в примечание статьи 2.4, часть 1 статьи 23.1 и часть 1 статьи 23.60 КоАП. Предлагаемые законопроектом изменения позволят пресечь возможность создания одними и теми же лицами неограниченного количества юридических лиц для осуществления противоправной деятельности.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуют дополнительных затрат из федерального бюджета, не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлекут отрицательных социально-экономических и иных последствий и не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуют дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет необходимости принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.