Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 454850-5 "Об использовании попутного нефтяного газа и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному членами Совета Федерации Н.И. Рыжковым, Б.-Ж. Жамбалнимбуевым, В.Е. Межевичем, С.Ю. Орловой, депутатами Государственной Думы Ю.А. Липатовым, В.А. Язевым, а также В.К. Глухих в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации, В.К. Марковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 2 (абзац второй) законопроекта в целях "настоящего Федерального закона" попутный нефтяной газ определяется как смесь углеводородных и неуглеводородных газов и паров, находящихся как в свободно, так и в растворенном состоянии, выделяющихся из сырой нефти в процессе ее добычи, транспортирования и подготовки. Данное положение следует согласовать с положением части 2 статьи 6 законопроекта, в соответствии с которым в целях "настоящего Федерального закона" под попутным газом следует понимать попутный газ, признаваемый добытым полезным ископаемым в соответствии с пунктом 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), определяющим попутный газ как "газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех месторождений углеводородного сырья, добываемый через нефтяные скважины".
Статьей 3 законопроекта предусмотрено, что отношения, связанные с извлечением, уничтожением и использованием попутного нефтяного газа регулируются, в частности, законодательством о недрах, однако не ясно соотношение предлагаемого федерального закона и Закона Российской Федерации "О недрах", поскольку в этот Закон законопроектом не вносятся изменения.
Положение части 2 статьи 4 законопроекта предписывает субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям разрабатывать и утверждать соответствующие государственные программы и программы муниципальных образований. В связи с этим необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации в пределах своей компетенции имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, независимо от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Статьей 14 законопроекта вводится плата за неиспользование попутного нефтяного газа, размер которой и порядок уплаты устанавливается Правительством Российской Федерации. Необходимо отметить, что исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (см. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 г. N 2-П) введение нового вида платежа должно быть обусловлено установлением основных элементов фискальных обременений непосредственно законом. В связи с этим, в статье 14 законопроекта следует определить ставку платы за неиспользование попутного нефтяного газа, период, за который будет взиматься плата, порядок и сроки уплаты, плательщиков.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.