Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 555205-6 "О Родовых поместьях и Родовых поселениях в Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы В.Ф. Рашкиным, С.П. Обуховым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается предоставление земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения "для создания, использования и развития Родовых поместий и Родовых поселений на территории Российской Федерации". Порядок предоставления земельных участков на указанном праве должен устанавливаться Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями в том числе Земельного кодекса Российской Федерации. Полагаем, что проектируемые нормы нуждаются в дополнительном обсуждении с учетом действующих положений Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) о запрете на предоставление земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Земельного кодекса (статья 21 Земельного кодекса) и его положений, вступающих в силу с 1 марта 2015 года, суть которых сводится к регулированию только ранее возникших отношений. Кроме того, следует учесть положения Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" о необходимости переоформления не предусмотренных Земельным кодексом прав на землю (статья 3).
В связи с проектируемым понятием "Родовое поместье" обращаем внимание на то, что отсутствует взаимосвязь его содержания с наименованием (не определены цели предоставления земельных участков, их назначение, не указаны особенности характеризующие поместье именно как "родовое").
При определении в статье 2 законопроекта состава соответствующего законодательства необходимо учесть, что регулирование земельных отношений относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 2 Земельного кодекса).
Положение проекта о переводе земельных участков различных категорий в категорию земель населенных пунктов или земель сельскохозяйственного назначения в целях предоставления таких земельных участков для создания Родовых поместий (часть 3 статьи 4 проекта), на наш взгляд, обусловливает необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В статье 4 проекта требуется определить орган государственной власти, который будет осуществлять ведение реестра, указанного в части 5 этой статьи. В связи с использованием в части 6 статьи 4 проекта собственного наименования Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии полагаем, что в целях единообразия положений законодательства Российской Федерации, а также с учетом положения статьи 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в проектируемой норме следует использовать условное наименование федерального органа исполнительной власти, определенное с учетом его функциональной компетенции.
В отношении положений части 7 статьи 5 проекта следует иметь в виду, что в составе Российской Федерации также образован город федерального значения Севастополь (см. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
В статье 9 законопроекта обращаем внимание на то, что вопросы наследования относятся к предмету регулирования Гражданского кодекса Российской Федерации (его отдельные положения воспроизводятся проектом, например, часть 8 статьи 9 проекта).
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.