Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 858149-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(в части предоставления субъектам Российской Федерации права устанавливать минимальный размер индексации заработной платы)"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 858149-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", внесенным Законодательным Собранием Республики Карелия, предлагается изложить в новой редакции статью 134 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), установив обязанность работодателей (за исключением государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений) проводить индексацию заработной платы работников не реже одного раза в год в размере не ниже минимального размера индексации заработной платы, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Также законопроектом предлагается ТК РФ дополнить статьей 134.1, предусматривающей порядок установления минимального размера индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации. При этом установлено исключение для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, что создает неопределенность в правовом регулировании, а именно - каким образом будет осуществляться обязательная ежегодная индексация заработной платы лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета.
Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы является одной из основных гарантий по оплате труда работников.
Согласно действующей статье 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 1707-О отмечено, что предусматривая различный порядок осуществления данной государственной гарантии для работников государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных работодателей, федеральный законодатель преследовал цель защитить работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения и одновременно - через институт социального партнерства - гарантировать участие работников и их представителей в принятии соответствующего согласованного решения в одной из указанных в статье 134 ТК РФ правовых форм.
Таким образом, порядок, размер, сроки индексации заработной платы работодатели, не финансируемые из бюджета, вправе выбирать самостоятельно, с учетом мнения представительного органа работников. Они могут соответствовать официально установленному индексу потребительских цен по стране или в отдельном регионе, который публикует на своем сайте Росстат, величине инфляции, указанной в ежегодном федеральном законе о федеральном бюджете или бюджете соответствующего региона, на территории которого работает организация, росту прожиточного минимума трудоспособного населения и иным показателям, отражающим рост цен на товары (продукцию) и услуги, а также должны учитывать финансово-экономическое положение работодателя.
Назначение и порядок определения индекса потребительских цен на территории Российской Федерации установлен Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25 марта 2002 года N 23 "Об утверждении "Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен". Вместе с тем, порядок определения минимального индекса потребительских цен указанными положениями не предусмотрен.
Реализация данного законопроекта приведет к увеличению расходных обязательств субъектов Российской Федерации и потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из их бюджетов.
Вместе с тем законопроектом не определены источники и порядок исполнения расходных обязательств на его реализацию, что противоречит требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того следует отметить, что в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие "минимальный размер индекса потребительских цен" и, соответственно, порядок его определения.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов РФ может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 1 субъекта РФ получен положительный отзыв, от органов государственной власти 3 субъектов РФ получен отрицательный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов РФ следует считать не выраженным.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы, говорится о том, что индексация заработной платы относится к видам государственных гарантий оплаты труда (ст. 130 ТК РФ). Согласно статье 6 ТК РФ обеспечиваемый государством уровень гарантий работникам относится к ведению федеральных органов государственной власти. Таким образом, предлагаемое в пункте 2 проекта федерального закона установление нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации минимального размера индексации заработной платы на территории субъекта Российской Федерации для всех работников (за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета) нуждается в дополнительном обсуждении.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункте 2" следует читать "пункте 2 статьи 1"
Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, проект федерального закона не поддержали.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 858149-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.