Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 825848-6 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части исключения условия использования расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, стимулирующих к осуществлению расчетов на основании данных, определенных при помощи приборов учета), внесенный депутатами Государственной Думы И.Д. Грачевым, О.Г. Дмитриевой, А.Д. Крутовым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, соисполнитель, (далее - Комитет) в рамках компетенции рассмотрел проект федерального закона N 825848-6 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части исключения условия использования расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, стимулирующих к осуществлению расчетов на основании данных, определенных при помощи приборов учета), внесенный депутатами Государственной Думы И.Д. Грачевым, О.Г. Дмитриевой, А.Д. Крутовым (далее - законопроект).
Законопроектом предусматривается внесение изменения в статью 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно исключение из указанной статьи положения, в соответствии с которым расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов за энергетические ресурсы на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Как сказано в пояснительной записке, указанная (исключаемая) норма дает законные основания ресурсоснабжающим организациям существенно завышать количество потребленных энергетических ресурсов, определенных расчетным способом, приводящим к необоснованному наложению ответственности по оплате за фактически непотребленные энергетические ресурсы на потребителей энергоресурсов, в том числе на население. Авторы законопроекта указывают на существенное отличие нормативных показателей потребления энергетических ресурсов от значений ожидаемой величины потребления.
Действительно в ряде муниципальных образований на сегодняшний день установленные нормативы потребления значительно выше реального объема потребления. Особенно остро эта проблема наблюдается в отрасли водоснабжения и теплоснабжения.
При этом необходимо отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" были внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила).
Одним из существенных изменений стала норма, в соответствии с которой определение количества процедур пользования одним водоразборным устройством в течение одного календарного месяца, которое ранее определял уполномоченный орган в субъекте Российской Федерации, в том числе на основании экспертных оценок и статистических данных, теперь устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (приказ Минстроя России от 10.08.2015 N 575/пр).
Средний норматив потребления воды по всем субъектам Российской Федерации после их пересмотра будет установлен ниже, чем нормативы, установленные на сегодняшний день во многих субъектах Российской Федерации, и будет соответствовать реальному потреблению.
В сфере электроснабжения проблема установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению выше реального потребления стоит менее остро. Во-первых, это связано с высокой степенью "оприборенности" потребителей электроэнергии. Во-вторых, во многих субъектах Российской Федерации установленные нормативы потребления электроэнергии ниже фактического объема потребления.
Экономическое стимулирование к расчету за коммунальные услуги по приборам учета заложено и реализуется посредством правовых конструкций Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (статья 157 ЖК РФ).
Принимая во внимание изложенное, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству отмечает, что принцип стимулирования потребителей коммунальных услуг оснащать свои помещения приборами учета и более точно рассчитывать объемы потребления, а также существующая методика определения нормативов не согласуются с интересами потребителей коммунальных услуг.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.