Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 826412-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
(повторно ко второму чтению)
Досье на проект федерального закона
Обращаем внимание на то, что по-прежнему не устранены замечания, содержащиеся в заключении Правового управления от 30 ноября 2015 г. N вн 2.2-1/5790 (в части согласования положений проекта федерального закона с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Градостроительным кодексом Российской Федерации и положений о государственном контроле (надзоре). В то же время в проекте федерального закона появились новые нормы, в отношении которых сообщаем следующее.
Положения проектируемого пункта 2 статьи 6 и пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон) об оборотоспособности соответствующих земель и других природных ресурсов нуждаются в согласовании с нормой пункта 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что их оборот допускается в той мере, которая предусмотрена законами о земле и других природных ресурсах (см. также соответствующие положения Земельного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации).
Проектируемым пунктом 5 статьи 38 Федерального закона предусматривается, что решением Правительства Российской Федерации до 31 декабря 2016 года осуществляется однократное изменение границ национального парка "Югыд ва". Из предложенной редакции не ясно, в какой зоне расположены земельные участки, границы которых изменяются, в связи с чем невозможно сделать однозначный вывод о соблюдении требований пункта 1.1 статьи 15 Федерального закона (с учетом проектируемых изменений в нее), устанавливающей запрет на изменение площади (следовательно, границ) заповедной зоны, особо охраняемой зоны и зоны традиционного экстенсивного природопользования, а также требований иных федеральных законов (например, Лесного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации). Кроме того, отмечаем, что изменение границ соответствующих земельных участков повлечет необходимость их перевода в иную категорию, но в данном случае соответствующие территории не утратят своего естественного особого природоохранного и иного значения, которое учитывалось при принятии решения о создании особо охраняемой природной территории (см. пункт 1 статьи 2 Федерального закона, статью 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Следовательно, будет невозможен их перевод из одной категории в другую.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктом 5 статьи 38" следует читать "пунктом 4 статьи 38"
Обращаем внимание на то, что национальный парк "Югыд ва" включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, а Российская Федерация, как участница Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, приняла на себя обязательство по обеспечению охраны и сохранения, активной популяризации культурного и природного наследия, расположенного на ее территории.
Отмечаем также, что по вопросу изменения границ указанного национального парка имеются решения Верховного Суда Российской Федерации, в которых в таком изменении отказано (см. решения от 21.08.2013 N АКПИ13-642, от 01.10.2014 N АКПИ14-953, апелляционное определение от 15.01.2015 N АПЛ14-643).
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.