Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 914532-6 "О государственной кадастровой оценке в Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы А.Д. Крутовым, И.Д. Грачевым, О.Г. Дмитриевой, Н.Р. Петуховой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона предлагается в отдельном федеральном законе урегулировать отношения, связанные с проведением государственной кадастровой оценки в Российской Федерации. При этом положения о государственной кадастровой оценке, содержащиеся в Федеральном законе от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сохраняются. В связи с этим отмечаем, что предлагаемые в проекте положения либо дублируют положения указанного Федерального закона, либо вступают с ними в противоречие (например, в проекте предлагается иное определение понятия "кадастровая стоимость", не предусматривается утверждение федеральных стандартов оценки, устанавливающих требования к определению кадастровой стоимости и т.д.).
В законопроекте под кадастровой стоимостью понимается "рыночная стоимость, установленная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьями 14, 15 настоящего Федерального закона", в связи с чем необходимо уточнить, должны ли при определении кадастровой стоимости применяться федеральные стандарты оценки и стандарты и правила оценочной деятельности саморегулируемых организаций, устанавливающие требования к определению рыночной стоимости.
В статье 5 проекта помимо утверждаемых уполномоченным федеральным органом методических указаний по государственной кадастровой оценке упоминаются также методические рекомендации по государственной кадастровой оценке, в связи с чем следует указать, кем они утверждаются и в чем их отличие от упомянутых методических указаний по государственной кадастровой оценке.
Также в статье 5 предусмотрено, что методические указания о государственной кадастровой оценке подлежат государственной регистрации, что требует согласования с положениями части второй данной статьи, из содержания которых следует, что данные методические указания не относятся к нормативно-правовому регулированию в области государственной кадастровой оценки, т.е. не являются нормативным правовым актом.
Согласно части третьей статьи 5 методические указания и методические рекомендации по государственной кадастровой оценке подлежат рассмотрению советом по оценочной деятельности, созданным при уполномоченном федеральном органе, в связи с чем следует уточнить правовые последствия такого рассмотрения.
В статье 10 проекта предусматривается возможность приложения к замечаниям к определению кадастровой стоимости, содержащемуся в промежуточных отчетных документах, декларации об уточнении характеристик объекта недвижимости, в связи с чем необходимо уточнить, что понимается под такой декларацией.
В части второй статьи 12 проекта нуждаются в уточнении сроки вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. При этом в части третьей данной статьи следует учесть, что в соответствии с положениями статей 10 и 11 проекта отчет об определении кадастровой стоимости и экспертное заключение на него могут и не составляться в форме электронного документа.
В статье 14 проекта следует уточнить, может ли заявитель при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по собственной инициативе представить в комиссию положительное экспертное заключение в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости не отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов. При этом положения частей 24 - 27 данной статьи требуют внутреннего согласования по вопросам о том, какие решения могут быть приняты комиссией по итогам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости и по каким основаниям.
Согласно части второй статьи 15 проекта определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, проводится по состоянию на 1 января года начала проведения работ по определению кадастровой стоимости. Данное положение нуждается в дополнительном обсуждении с учетом того, что проведение работ по определению кадастровой стоимости может осуществляться в том же году, в котором произведен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости или внесены указанные изменения в государственный кадастр недвижимости, однако такие учет или внесение изменений могут иметь место уже после 1 января этого года.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.