Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 631010-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части регулирования полномочий органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта), внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Ломакиным-Румянцевым, О.К. Красильниковой, С.А. Поддубным
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 17 ноября 2014 года (протокол N 204, пункт 69) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 631010-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части регулирования полномочий органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта), внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Ломакиным-Румянцевым, О.К. Красильниковой, С.А. Поддубным.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ) и отнести к полномочиям органов местного самоуправления реализацию мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в муниципальных образованиях. Кроме того законопроектом предлагается расширить перечень расходных обязательств муниципальных образований, дополнительно включив в него обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Также законопроектом предусматривается внесение взаимосвязанных изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ организация и проведение всероссийских спортивных соревнований инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, международных спортивных соревнований указанных лиц, включая Паралимпийские игры и Сурдлимпийские игры, Всемирные специальные олимпийские игры, а также подготовка к таким спортивным соревнованиям отнесены к полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
Реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в субъектах Российской Федерации является полномочием субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта (пункт 7 части 1 статьи 8 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ).
При этом к расходным обязательствам Российской Федерации отнесено обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации спортсменов-инвалидов, в том числе финансирование их подготовки к всероссийским спортивным соревнованиям и международным спортивным соревнованиям, Паралимпийским играм, Сурдлимпийским играм, Всемирным специальным олимпийским играм и участия в таких соревнованиях (пункт 2 части 1 статьи 38 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ). А к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации - обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (пункт 5 части 2 статьи 38 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ).
Следует также учитывать, что к самостоятельным полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено решение вопроса осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, организации и проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, обеспечения подготовки спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, в том числе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также присвоения спортивных разрядов и соответствующих квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 30 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ). Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ органы местного самоуправления могут быть наделены указанным полномочием законом субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Таким образом, по мнению Комитета, вопрос участия инвалидов и лиц с ограниченными способностями в спортивных соревнованиях различного уровня урегулирован федеральным законодательством.
Кроме того, обеспечение условий для развития на соответствующей территории физической культуры и массового спорта, а также организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий отнесены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) к вопросам местного значения всех видов муниципальных образований (пункт 14 части 1 статьи 14, пункт 26 части 1 статьи 15, пункт 19 части 1 статьи 16 и пункт 7 части 1 статьи 16.2). При этом решение указанного вопроса местного значения осуществляется органами местного самоуправления в интересах всего населения соответствующего муниципального образования, всех категорий граждан, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
В настоящее время участие органов местного самоуправления в социальной адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями также предусмотрено законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций. Помимо этого органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки (часть 7 статьи 31 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ).
Необходимо отметить, что Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения всех видов муниципальных образований также отнесено оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям. Тем самым федеральным законодательством уже предусмотрена возможность поддержки некоммерческих спортивных организаций инвалидов, которые, по нашему мнению, можно отнести к социально ориентированным некоммерческим организациям.
Также следует учесть, что в соответствии с положениями законопроекта устанавливаются новые расходные обязательства для органов местного самоуправления. Вместе с тем, в соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации принимаемый закон, предусматривающий увеличение расходных обязательств публично-правовых образований (в том числе муниципальных образований) по существующим видам расходных обязательств либо введение новых видов расходных обязательств, которые до этого не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств. Однако в рассматриваемом законопроекте указанные требования законодательства не учтены.
Проектируемые статьей 1 законопроекта изменения статьи 9 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ, устанавливающей полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта, аналогичны по своему содержанию изменениям Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, конкретизирующим содержание вопросов местного значения (статья 2 законопроекта).
Однако следует учитывать, что полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения представляют собой их права и обязанности по осуществлению видов деятельности, закрепленных статьями 14, 15, 16 и 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. В соответствии с пунктом 9 части 1, частью 1.1 статьи 17 указанного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения устанавливаются частью 1 данной статьи, а равно иными федеральными законами и уставами муниципальных образований. Тем самым, понятия "вопросы местного значения" и "полномочия органов местного самоуправления" не являются тождественными.
Кроме того, согласно статье 1 законопроекта изменения устанавливают полномочия для всех видов муниципальных образований. Тогда как статьей 2 законопроекта изменения затрагивают лишь вопросы местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов. При этом согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к муниципальным образованиям относятся не только городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, но и городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы, внутригородские территории городов федерального значения. Таким образом, законопроект содержит внутреннее противоречие.
Таким образом, по мнению Комитета, внесение изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ представляется излишним.
Вместе с тем, указанные замечания могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает идею проекта федерального закона N 631010-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части регулирования полномочий органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта) с учетом замечаний и рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.