Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 923490-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(в части установления единого подхода к осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 923490-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - проект федерального закона), внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает свое заключение.
Согласно пояснительной записке, проект федерального закона направлен на установление единого подхода к осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для этого проектом федерального закона Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ предложено дополнить новой статьей 29.2 "Государственный контроль и надзор за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно положениям проекта федерального закона, у государственных органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (далее - органы государственного контроля (надзора), возникают новые полномочия, аналогичные полномочиям органов прокуратуры, по осуществлению контроля (надзора) за исполнением субъектами Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий, а также за соответствием правовых актов субъектов Российской Федерации требованиям законодательства Российской Федерации.
Положениями проекта федерального закона предусмотрен порядок осуществления такого надзора за субъектами Российской Федерации в виде плановых и внеплановых проверок.
Полагаем возможным поддержать концепцию данного проекта федерального закона.
Вместе с тем, к проекту федерального закона имеется ряд замечаний.
Проектом федерального закона предложен порядок осуществления надзора за субъектами Российской Федерации, аналогичный порядку, предусмотренному статьей 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", включающий в себя проведение плановых и внеплановых проверок.
Однако, в пункте 5 проекта федерального закона, определяющем порядок проведения плановых проверок, отсутствует предусмотренный статьей 9 указанного Федерального закона срок внесения прокуратурой субъекта Российской Федерации предложений руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок. Также отсутствует норма, согласно которой органы государственного контроля (надзора) рассматривают предложения прокуратуры субъекта Российской Федерации и по итогам их рассмотрения направляют в прокуратуры субъекта Российской Федерации в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок. Таким образом, отсутствие в пункте 5 проекта федерального вышеуказанной нормы может ограничить права органов государственного контроля (надзора) в ходе согласования ежегодных планов проведения плановых проверок с прокуратурами субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также с целью единообразного подхода к согласованию ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и планов проведения плановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации считаем целесообразным пункт 5 проекта федерального закона привести в соответствие с требованиями статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.
Согласно пункту 6 проекта федерального закона внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки и орган государственного контроля (надзора) имеет право провести внеплановую выездную проверку юридических лиц, индивидуальных предпринимателей после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, в пункте 6 проекта федерального закона следует уточнить форму внеплановой проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, требующей согласования с прокуратурой субъекта Российской Федерации.
Пункт 6 проекта федерального закона устанавливает, что внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут проводиться органами государственного контроля (надзора) на основании обращений граждан, организаций и информации от государственных органов, органов местного самоуправления о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Обращаем внимание, что часть 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок, включающий в качестве таких оснований, в том числе, возникновение угрозы причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, причинение вреда объектам культурного наследия. Полагаем необходимым дополнить предусмотренный пунктом 6 проекта федерального закона перечень оснований проведения внеплановых проверок случаями поступления информации об указанных фактах.
Кроме того, к основаниям проведения внеплановых проверок должны быть отнесены случаи поступления в органы государственного контроля (надзора) сведений о возникновении угрозы причинения вреда и о причинении вреда музейным предметам и музейным коллекциям, входящим в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав Национального библиотечного фонда.
Полагали бы также целесообразным уточнить, что основанием для проведения внеплановой проверки может являться также информация о фактах нарушения законодательства, которой располагает непосредственно сам орган государственного контроля (надзора).
Полагаем возможным поддержать концептуальную направленность проекта федерального закона N 923490-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" при условии учета изложенных замечаний ко второму чтению.
Председатель Комитета |
С.С. Говорухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.