Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 353307-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(о повышении минимального размера оплаты труда и снижении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 353307-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенным депутатами Государственной Думы С.М. Катасоновым, А.В. Кузьминой, предлагается внести в часть 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) изменение, в соответствии с которым минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, а также признать утратившей силу статью 421 ТК РФ, предусматривающую поэтапное повышение МРОТ до уровня величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Также законопроектом устанавливается фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию исходя из полуторакратного минимального размера оплаты труда и снижается фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ установлен с 1 января 2015 года в сумме 5 965 рублей в месяц. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2015 года составила 10 792 рубля в месяц.
Как отмечено в заключении Правительства Российской Федерации, принятие законопроекта негативно отразится на экономическом положении организаций с высокой долей работников, получающих заработную плату на уровне, близком к величине прожиточного минимума трудоспособного населения.
Учитывая, что источником финансового обеспечения повышения заработной платы работников бюджетной сферы являются соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, принятие законопроекта приведет к дополнительным расходам федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Дополнительные расходы бюджета потребуются также на увеличение выплат по соответствующим видам обязательного социального страхования, дополнительные расходы по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов. Возрастет объем выпадающих доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в результате снижения фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование.
Вместе с тем законопроектом не определены источники и порядок исполнения расходных обязательств на его реализацию, что противоречит требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 237-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" для индивидуальных предпринимателей уже предусмотрен порядок дифференцированного определения фиксированного размера страхового взноса в зависимости от получаемого ими годового дохода.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 2 субъектов Российской Федерации получен отрицательный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы говорится о том, что законопроект нуждается в юридико-технической доработке.
Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, проект федерального закона не поддержали.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 353307-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.