Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 438144-6 "Об обеспечении устойчивого развития и защите архитектурного достояния городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга"
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 438144-6 "Об обеспечении устойчивого развития и защите архитектурного достояния городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга", внесенный депутатом Государственной Думы В.С.Золочевским, и сообщает свое заключение.
Согласно пояснительной записке законопроект направлен на защиту исторического облика и архитектурного достояния российских городов - Москвы и Санкт-Петербурга. Для этого законопроектом предлагается обеспечить сохранность всех объектов недвижимого имущества, построенных до 4 ноября 1955 года либо по проектам, разработанным до 4 ноября 1955 года, запретив снос и реконструкцию этих объектов. В законопроекте предпринята попытка установить отдельные условия для строительства на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей в целях сохранения исторического облика Москвы и Санкт-Петербурга.
Вместе с тем, вопросы сохранения, использования, государственной охраны объектов недвижимого имущества, представляющих собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, и с момента создания которых или с момента исторических событий, связанных с которыми, прошло не менее сорока лет, регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об объектах культурного наследия).
Законодательство об объектах культурного наследия располагает обширным инструментарием для обеспечения сохранности недвижимого культурного наследия: установление границ территорий объектов культурного наследия, режимов использования земельных участков в границах таких территорий, зон охраны объектов культурного наследия, отнесение объекта культурного наследия к объектам, включенным в Список всемирного наследия, к особо ценным объектам культурного наследия Российской Федерации, признание достопримечательного места историко-культурным заповедником, создание на базе ансамблей или достопримечательных мест музеев-заповедников.
Сохранение исторического облика российских городов осуществляется путем отнесения населенного пункта к историческому поселению в соответствии с предусмотренной Федеральным законом об объектах культурного наследия процедурой и осуществления особого регулирования градостроительной деятельности на территориях исторических поселений, установленного Федеральным законом об объектах культурного наследия и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия Федеральным законом об объектах культурного наследия предусмотрено установление границ территории объектов культурного наследия и особого правового режима использования земельных участков в границах этой территории. Так, пунктом 2 статьи 35 Федерального закона об объектах культурного наследия установлен запрет на проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территориях памятников и ансамблей. Поэтому положения подпункта 2 пункта 2 статьи 4 проекта закона, предусматривающие возможность нового строительства на территориях Москвы и Санкт-Петербурга, а также положения пункта 2 статьи 5 законопроекта, допускающие строительство новых объектов на территориях Московской и Ленинградской областей, противоречат указанным положениям статьи 35 Федерального закона об объектах культурного наследия и интересам обеспечения сохранности расположенных в границах указанных субъектов Российской Федерации объектов культурного наследия и их территорий.
Следует отметить, что объекты, построенные до 1955 года и представляющие историческую и культурную ценность, есть на территориях практически всех субъектов Российской Федерации, десятки городов России сохранили исторически сложившийся облик. Согласно Федеральному закону об объектах культурного наследия все расположенные на территории России памятники истории и культуры подлежат государственной охране вне зависимости от места их расположения. В соответствии с преамбулой данного Федерального закона объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В связи с изложенным нецелесообразно установление особенностей законодательного регулирования сферы сохранения объектов культурного наследия в зависимости от места их расположения.
Кроме того, представляется неоправданной предусмотренная законопроектом обязательность сохранения всех объектов капитального строительства, построенных до 1955 года, так как не каждый объект, возникший до указанного времени, обладает историко-культурной ценностью, обеспечение сохранения которой требует значительных финансовых, организационных, правовых, материально-технических ресурсов государства и правообладателей таких объектов. Вместе с тем, проект федерального закона не содержит механизма определения историко-культурной ценности объектов капитального строительства, возникших в данный период.
Пунктом 2 статьи 2 проекта федерального закона предлагается отличное от содержащегося в статье 43 Федерального закона об объектах культурного наследия определение понятия "реставрация", что создаст сложности при проведении работ на объекте капитального строительства, построенном до 1955 года и отнесенном к объектам культурного наследия.
Учитывая, что вопросы обеспечения сохранности зданий, строений и сооружений, обладающих историко-культурной ценностью, а также населенных пунктов Российской Федерации, сохранивших исторический облик, урегулированы специальным отраслевым Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Комитет по культуре не поддерживает проект федерального закона N 438144-6 "Об обеспечении устойчивого развития и защите архитектурного достояния городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга" и рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект.
Председатель Комитета |
С.С. Говорухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.