Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 438144-6 "Об обеспечении устойчивого развития и защите архитектурного достояния городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга",
внесенному депутатом Государственной Думы В.С. Золочевским
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 438144-6 "Об обеспечении устойчивого развития и защите архитектурного достояния городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга", внесенный депутатом Государственной Думы В.С. Золочевским, и сообщает следующее.
Согласно пояснительной записке законопроект направлен на защиту исторического облика и архитектурного достояния российских городов - Москвы и Санкт-Петербурга. Для этого законопроектом предлагается обеспечить сохранность всех объектов недвижимого имущества, построенных до 4 ноября 1955 года либо по проектам, разработанным до 4 ноября 1955 года, запретив снос и реконструкцию этих объектов. Также предлагается запретить на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга строительство на земельных участках, на которых отсутствуют объекты капитального строительства, за исключением воссоздания объектов капитального строительства. Законопроектом предусматривается, что на территории города Москвы на земельных участках, расположенных в границах Камер-Коллежского вала, а также в границах зон охраны объектов культурного наследия, допускается исключительно воссоздание объектов капитального строительства (объектов недвижимого имущества), размещавшихся на данных земельных участках до 1956 года. В ряде установленных в Законопроекте случаев предусматривается ограничение этажности строящихся объектов капитального строительства.
По существу предлагаемых изменений Комитет отмечает следующее. Отношения в области территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства, а также их реконструкции, капитальному ремонту и эксплуатации регулируются законодательством о градостроительной деятельности, в частности Градостроительным кодексом Российской Федерации. Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Отношения в области предоставления и использования земельных участков по целевому назначению, в том числе для строительства объектов капитального строительства, регулируются земельным законодательством, в том числе Земельным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, по мнению Комитета, отсутствует предмет правового регулирования для самостоятельного федерального закона, поскольку решение обозначенных в законопроекте вопросов должно осуществляться в рамках законодательства о градостроительной деятельности, земельного законодательства и законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры).
Предлагаемое законопроектом регулирование не учитывает требований вышеназванных и других федеральных законов, создавая, тем самым, параллельное регулирование одних и тех же отношений.
В части предлагаемых Законопроектом запретов и ограничений на строительство объектов капитального строительства в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга Комитет отмечает следующее. Законодательство об объектах культурного наследия предусматривает различные правовые механизмы, обеспечивающие сохранность объектов культурного наследия, относящихся к недвижимому имуществу: установление границ территорий объектов культурного наследия и зон охраны объектов культурного наследия, установление режимов использования земельных участков в границах таких территорий и ряд других механизмов. В пояснительной записке не содержится аргументов, свидетельствующих о неэффективности предусмотренных законодательством Российской Федерации правовых механизмов, обеспечивающих сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Установленный Законопроектом запрет на снос и реконструкцию любых зданий, строений и сооружений, построенных до 4 ноября 1955 года, не учитывает то, что не все такие здания, строения, сооружения, построенные до указанной даты, представляют историко-культурную ценность.
Законопроект содержит ряд декларативных, не конкретных норм, реализация которых не обеспечивается соответствующим правовым механизмом. Например, положения статьи 1 Законопроекта, согласно которым города федерального значения Москва и Санкт-Петербург признаются национальным достоянием всех граждан Российской Федерации; Российская Федерации обеспечивает сохранение и восстановление исторического облика городов Москвы и Санкт-Петербурга; органы государственной власти и местного самоуправления городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга предпринимают все возможные меры для восстановления исторического облика Москвы и Санкт-Петербурга. Возникают сомнения в целесообразности декларативных норм, в которых отсутствуют четко описанные права и обязанности субъектов правоотношений. Кроме того, Законопроект никоим образом не разграничивает компетенцию органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления в вопросе сохранения и восстановления исторического облика городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Используемая в законопроекте терминология ("габариты объектов капитального строительства", "воссоздание объекта капитального строительства", "утраченный объект капитального строительства") не соответствует Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет не поддерживает проект федерального закона N 438144-6 "Об обеспечении устойчивого развития и защите архитектурного достояния городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга", внесенный депутатом Государственной Думы В.С. Золочевским, и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.