Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 438144-6 "Об обеспечении устойчивого развития и защите архитектурного достояния городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга",
внесенному депутатом Государственной Думы В.С. Золочевским
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Законопроект, как следует из положений его статьи 1, направлен на сохранение и восстановление исторического облика городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и предусматривает установление определенных запретов и ограничений в части осуществления градостроительной деятельности на территориях указанных субъектов Российской Федерации, направленных на сохранение объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), построенных или спроектированных до 4 ноября 1955 года. Соответствующие ограничения (статья 5 законопроекта) предлагается также установить в отношении строительства на территориях Московской и Ленинградской областей, что не согласуется с предметом регулирования законопроекта, определенным в его наименовании.
Необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге регулируется названным Кодексом с учетом особенностей, установленных этой статьей. При этом охрана объектов недвижимого имущества, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры и градостроительства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ). В этой связи полагаем, что концепция законопроекта нуждается в дополнительном обсуждении на предмет наличия у законопроекта самостоятельного предмета регулирования.
Кроме того, следует учитывать, что положения законопроекта концептуально не согласуются с нормами Федерального закона N 73-ФЗ, так как в соответствии с законопроектом (статья 3) предусматривается охрана (недопущение сноса, реконструкции) всех "объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), построенных до 4 ноября 1955 года либо по проектам, разработанным до 4 ноября 1955 года", в то время как в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ государственной охране подлежат только те из указанных объектов, которые относятся к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (статья 33).
Положения статьи 1 законопроекта, согласно которым города федерального значения Москва и Санкт-Петербург признаются национальным достоянием всех граждан Российской Федерации (часть 1), Российская Федерации обеспечивает сохранение и восстановление исторического облика городов Москвы и Санкт-Петербурга (часть 2), органы государственной власти и местного самоуправления городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга предпринимают все возможные меры доля восстановления исторического облика Москвы и Санкт-Петербурга (часть 3), носят декларативный характер и не конкретизированы в законопроекте. В частности, отсутствуют положения о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с принятием этими органами соответствующих мер, не определены сами меры, порядок их реализации и т.п.
Законопроект нуждается в существенной доработке с точки зрения соблюдения правил юридической техники, а используемую в законопроекте терминологию необходимо привести в соответствие с градостроительным законодательством и Федеральным законом N 73-ФЗ.
Заместитель |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.