Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 216678-4 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(в части предоставления инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, скидки на оплату жилых помещений независимо от принадлежности жилищного фонда)
- вносит Московская областная Дума
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 18 октября 2005 года Комитет по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 216678-4 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части предоставления инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, скидки на оплату жилых помещений независимо от принадлежности жилищного фонда), внесенный Московской областной Думой и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установить 50 процентную скидку на оплату жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидам, независимо от принадлежности жилищного фонда.
Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения только в домах государственного или муниципального жилищного фонда.
Статья 19 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит такие понятия, как "государственный жилищный фонд" (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации и субъектам Российской Федерации) и "муниципальный жилищный фонд" (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям).
Исходя из вышеуказанных норм, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, которые проживают не в государственном или муниципальном, а в частном жилищном фонде не имеют право на получение скидки по оплате жилого помещения и вынуждены оплачивать жилищные услуги за техническое обслуживание дома, социального найма, вывоз мусора, капитальный ремонт, услуги лифта в полном размере.
Такая ситуация ухудшает материальное положение тех инвалидов, которые проживают в "частном секторе".
Вместе с тем, меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются инвалидам войны (статья 14 Федерального закона "О ветеранах"), гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (статья 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") независимо от вида жилищного фонда.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, дополнительная ежегодная потребность в средствах федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по оплате жилья составит более 3,2 млрд. рублей (в соответствии с заключением Правительства РФ - 4,5 млрд. рублей).
В соответствии со статьей 28-2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обеспечение данной меры социальной поддержки инвалидов осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета. В федеральном бюджете средства на эти цели не предусмотрены. В соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимо определить источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов. Однако, предложений по источникам финансирования законопроект не содержит.
Вместе с тем Комитет отмечает, что в условиях экономического кризиса решение данного вопроса (по оплате жилья и расходов на его содержание независимо от принадлежности жилищного фонда) является жизненно важным для семей, имеющих детей-инвалидов.
По сведениям, полученным из Пенсионного фонда на 1 октября 2008 года, насчитывается 545,9 тысяч детей-инвалидов. В структуре первичной инвалидности дети в возрасте до трёх лет составляют 40%, а в целом, по всем возрастным группам детей-инвалидов 32% занимают дети в возрасте от 10 до 14 лет. Почти 90% детей-инвалидов живут в семьях, 25 тысяч находятся, воспитываются в 150 домах-интернатах для детей-инвалидов системы социальной защиты, более 5 тысяч детей-инвалидов находятся в 249 домах ребёнка, учреждениях системы здравоохранения.
По социологическим исследованиям почти 70% семей, имеющих детей-инвалидов имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Каждая вторая мать ребенка - инвалида не работает
Суммарный доход семьи составляет в среднем около 5-6 тыс. рублей на двоих в месяц. Именно это часто подталкивает мать к решению о помещении ребенка-инвалида в учреждение социальной защиты населения, где государству он будет обходиться в среднем от 15 до 20 тыс. рублей ежемесячно.
По мнению Комитета, реабилитация и в целом будущее ребенка, находящегося в семье, значительно эффективнее и качественнее, чем воспитывающегося в государственном учреждении.
Поэтому приоритетным направлением государственной политики осталось и должно быть создание условий для воспитания детей-инвалидов в семье.
24 сентября Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой, государства должны принять и выполнять законы и другие меры, направленные на улучшение правовой защиты инвалидов. Также обязаны отменить законодательные акты и бороться со всеми традициями и практикой, которые допускают дискриминацию в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Комитет в целом разделяет мнение авторов законопроекта о предоставлении инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, скидки на оплату жилых помещений независимо от принадлежности жилищного фонда.
Вместе с тем Комитет обращает внимание на необходимость устранения противоречий положений законопроекта статьям 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации: предусмотреть порядок и условия предоставления указанной категории граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений (в размере не ниже 50%), которые устанавливаются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рекомендует Комитету Государственной Думы по труду и социальной политике (ответственный) в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы предложить субъекту права законодательной инициативы изменить текст проекта федерального закона N 216678-4 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" до его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.