Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 424078-4 "О внесении изменений в статьи 17 и 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",
внесенному Мурманской областной Думой
(повторно, первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона (далее - проект) (пункт 2 статьи 1) вносится изменение в статью 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), согласно которому предлагается лицам, проживающим в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер начисляемой им ежемесячной денежной выплаты увеличивать на соответствующий районный коэффициент.
Однако изменения в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее Федеральный закон N 178-ФЗ) в части порядка оплаты социальных услуг проектом не предложены, поэтому предусмотренное применение районного коэффициента к размеру ежемесячной денежной выплаты поставит граждан из единого круга лиц, получающих такую выплату, в неравное положение. Следует учитывать, что согласно статье 6.5 Федерального закона N 178-ФЗ оплата предоставления набора социальных услуг либо социальной услуги, входящей в его состав, осуществляется за счет удерживаемых сумм из ежемесячной денежной выплаты, начисляемой гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, одна категория граждан, имеющая право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг и получающая ее, будет при увеличенном на районный коэффициент размере ежемесячной денежной выплаты пользоваться социальными услугами (лекарственным обеспечением, санаторно-курортным лечением, проездом) по прежней их стоимости (размер удержания будет определяться без учета соответствующего районного коэффициента). Другая же категория граждан, имеющая также право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, но отказавшаяся от его получения, за счет размера ежемесячной денежной выплаты, увеличенного на районный коэффициент, будет приобретать такие же необходимые им виды социальных услуг по рыночным ценам, стоимостные показатели которых постоянно растут.
Предусмотренное применение районного коэффициента к размеру ежемесячной денежной выплаты только в отношении одной категории граждан, которым производится такая выплата, в данном случае - инвалидам, поставит их в преимущественное положение по сравнению с другими категориями граждан, проживающими в районах и местностях, где к заработной плате установлен районный коэффициент, и получающими ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации (например, перед ветеранами Великой Отечественной войны, гражданами, пострадавшими в результате радиационных аварий и др.).
Отмечаем также, что предлагаемое введение применения районного коэффициента к размеру ежемесячной денежной выплаты должно осуществляться с одновременным определением в Законе Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" такой государственной гарантии.
Предложенные фиксированные размеры ежемесячных денежных выплат в новой редакции части 2 статьи 28.1 Федерального закона N 181-ФЗ (пункт 2 статьи 1 проекта) снижают уровень социальной защиты инвалидов, поскольку в этих размерах не учтена индексация, произведенная в период с 1 апреля 2006 года (см. например, постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года N 165, от 27 марта 2007 года N 181).
Кроме того, согласно статье 10 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" инвалидам уже установлена ежемесячная денежная выплата в размерах, превышающих суммы, предлагаемые в проекте.
Реализация представленного проекта в части расширения круга лиц (инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов), которым предоставляется скидка на оплату жилого помещения, а также увеличения размеров ежемесячной денежной выплаты на соответствующий районный коэффициент потребует выделения средств из федерального бюджета, что влечет необходимость согласования законопроекта с пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым принимаемый федеральный закон, предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам расходов, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней.
Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 13 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ изложена в новой редакции.
Кроме того с 1 января 2010 года в соответствии с действующим законодательством пенсии и ежемесячные денежные выплаты устанавливаются исходя из группы инвалидности, а не в зависимости от ограничения способности к трудовой деятельности.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.