Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 183480-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, скидки на оплату жилых помещений независимо от принадлежности жилищного фонда и уточнения полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации),
внесенному Законодательным Собранием Омской области
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) в пределах вопросов ведения рассмотрен проект федерального закона N 183480-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Омской области.
Законопроектом предлагается установить 50 процентную скидку на оплату жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, независимо от принадлежности жилищного фонда.
В настоящее время частью 13 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения только государственного или муниципального жилищного фонда.
Таким образом, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, проживающие в частном жилищном фонде, в том числе в домах, принадлежащих объединениям собственников жилья, такой льготы не имеют и вынуждены платить за жилые помещения в полном объеме.
Такая ситуация существенно ухудшает материальное положение инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, которые проживают в "частном секторе".
Вместе с тем, меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются инвалидам войны (статья 14 Федерального закона "О ветеранах"), гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (статья 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") независимо от вида жилищного фонда.
Кроме того, в соответствии со статьей 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обеспечение данной меры социальной поддержки инвалидов осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, принятие представленного проекта Федерального закона дополнительного финансирования из федерального бюджета не потребует. Таким образом законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок финансирования нового вида расходов бюджетов, что противоречит статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Комитет отмечает, что в настоящее время решение вопроса оплаты жилья и расходов на его содержание независимо от принадлежности жилищного фонда для семей, имеющих детей-инвалидов, является жизненно важным.
Согласно данным, полученным из Пенсионного фонда Российской Федерации, на 1 января 2012 года, насчитывается 567,6 тысяч детей-инвалидов. Почти 90% детей-инвалидов живут в семьях, 22 тысячи таких детей воспитываются в 129 домах-интернатах для детей-инвалидов системы социальной защиты.
По социологическим исследованиям почти 70% семей, имеющих детей-инвалидов имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Каждая вторая мать ребенка-инвалида не работает.
Суммарный доход семьи составляет в среднем около 10-12 тыс. рублей на двоих в месяц. Именно это часто подталкивает мать к решению о помещении ребенка-инвалида в учреждение социальной защиты населения, где государству он будет обходиться в среднем от 20 до 25 тыс. рублей ежемесячно.
По мнению Комитета, реабилитация и в целом будущее ребенка, находящегося в семье, значительно эффективнее и качественнее, чем воспитывающегося в государственном учреждении.
Поэтому приоритетным направлением государственной политики продолжает оставаться создание условий для воспитания детей-инвалидов в семьях.
Комитет разделяет мнение авторов законопроекта о необходимости предоставления инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, скидки на оплату жилых помещений независимо от принадлежности жилищного фонда.
Вместе с тем Комитет обращает внимание, что статья 2 и статья 3 рассматриваемого законопроекта на сегодняшний день утратили актуальность ввиду того, что Закон Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" утратил силу с 01.01.2011 г. в связи с принятием Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" утрачивает силу с 01.09.2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Кроме того, Федеральным законом от 20.07.2012 N 124-ФЗ "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" изменена редакция части 13 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (слова "(в домах государственного или муниципального жилищного фонда)" заменены словами "государственного или муниципального жилищного фонда").
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рекомендует Комитету Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы предложить субъекту права законодательной инициативы изменить текст проекта федерального закона N 183480-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, скидки на оплату жилых помещений независимо от принадлежности жилищного фонда и уточнения полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации) до его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.