Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 434922-5 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(в части предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, скидки на оплату жилых помещений независимо от принадлежности жилищного фонда)",
внесенному Калининградской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 434922-5 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, скидки на оплату жилых помещений независимо от принадлежности жилищного фонда), внесенному Калининградской областной Думой, и отмечает следующее.
Из пояснительной записки следует, что законопроект имеет своей целью улучшить имущественное положение социально незащищенных категорий граждан (инвалидов), для чего предлагается предусмотреть в федеральном законодательстве возможность предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, скидки не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения независимо от принадлежности жилищного фонда.
В настоящее время часть 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) устанавливает право на получение скидки на оплату жилого помещения только инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в домах государственного или муниципального жилого фонда.
Инвалиды, проживающие в частном жилом фонде, в том числе в домах, принадлежащих жилищно-эксплуатационным кооперативам и другим объединениям собственников жилья, такой льготы не имеют и вынуждены оплачивать жилое помещение в полном размере.
На данный момент инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, проживающие в приватизированных квартирах фактически лишены возможности получать скидки на оплату жилого помещения в соответствии со статьей 17 вышеуказанного Закона в связи с тем, что статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации приватизированные квартиры отнесены к частному жилищному фонду, а не к муниципальному жилищному фонду, как это было до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации в марте 2005 года.
В результате существенно ухудшилось материальное положение данной категории граждан. Произошло разделение инвалидов по набору получаемых льгот на тех, кто проживает в государственном и муниципальном жилищном фонде, и на тех, кто проживает в частном жилищном фонде, хотя и те и другие могут при этом проживать в одном доме и быть соседями. Следствием изменения законодательства явилось неравенство прав социально незащищенных граждан-инвалидов на территории одного государства.
Тяжесть работы по социальной поддержке категорий граждан, затрагиваемой предлагаемым к рассмотрению законопроектом сегодня ложится на плечи органов местного самоуправления, однако как показывает анализ ситуации, большинство из них не имеют сегодня финансовых ресурсов для реализации такой адресной поддержки.
В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона N181-ФЗ предоставление мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета.
Принятие законопроекта, по мнению авторов Законопроекта, не влечет существенных дополнительных расходов федерального бюджета, поскольку финансирование расходов, связанных с обеспечением скидок по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, в настоящее время уже осуществляется за счет средств, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.
По экспертным оценкам Аппарата Правительства России, изложенного в Заключении на рассматриваемый проект федерального закона, принятие законопроекта может повлечь за собой необходимость выделения дополнительных средств федерального бюджета в 2011 году в объеме 18,9 млрд. рублей.
Между тем, концепция законопроекта согласуется с позицией, нашедшей отражение и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2008 года N 10-В08-13, согласно которой Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации сделала вывод, что само по себе нахождение в собственности истца жилого помещения, где он проживает, не может расцениваться как отсутствие у него права на оплату жилого помещения не ниже 50% без определения, относится ли данный многоквартирный дом, где расположено жилое помещение (квартира), к государственному, муниципальному или частному жилищному фонду.
Принятие концепции законопроекта будет способствовать устранению имеющейся несправедливости в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а также того, что социальная поддержка категории граждан, имеющих инвалидность, отнесена к расходным обязательствам Российской Федерации, данным законопроектом предлагается предоставлять льготу на оплату жилого помещения независимо от принадлежности жилищного фонда, в котором проживают инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
Комитет отмечает, что основные положения данного законопроекта не противоречат нормам Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
С учетом изложенного, Комитет предлагает поддержать концепцию данного законопроекта и рекомендует Государственной Думе его принять.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.