Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 997126-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 33 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", внесенному членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым, депутатами Государственной Думы Н.Н. Гончаром, М.А. Мукабеновой, В.В. Куминым и др.
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на совершенствование банковского надзора и усиление защиты интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций.
Положение проектируемой редакции части 4 статьи 72 Федерального закона от июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) о том, что в целях определения размера собственных средств (капитала) кредитной организации и банковской группы Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России) проводит оценку, в том числе достаточности резервов, создаваемых под риски, полагаем излишним, поскольку данные резервы уже включены в активы кредитной организации и банковской группы, оценку которых Банк России проводит в силу указанной статьи.
Обращаем внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 02 декабря 1990 года N 395-I "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 395-I) должны создаваться не "резервы, создаваемые под риски", а резервы (фонды) на покрытие возможных убытков, кроме того данное положение распространяется на кредитную организацию и на головную кредитную организацию банковской группы.
Положение проектируемой части 4 статьи 72 Федерального закона N 86-ФЗ о том, что Банк России проводит экспертизу предмета залога и выносит суждение о его стоимости на основании стандартов оценочной деятельности не согласуется со статьей 4 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", определяющей субъектов оценочной деятельности, кроме того, в соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона итоговым документом проведения оценки является отчет об оценке объекта оценки, а не "суждение его стоимости".
В проектируемой части третьей статьи 33 Федерального закона N 395-I положение об установлении обязанности заемщика проверяемой кредитной организации и (или) залогодателя, не являющегося заемщиком по ссуде, "по предоставлению кредитной организации документов (информации) и выполнению иных действий", необходимых для осмотра служащими Банка России предмета залога и "ознакомления с деятельностью" указанных лиц, по нашему мнению, нуждается в уточнении (конкретизации) в целях обеспечения прав и законных интересов последних.
Термины "договор о залоге" и "по ссуде" следует привести в соответствие с терминологией, используемой в Гражданском кодексе Российской Федерации, заменив их на термин "договор залога" и "договор безвозмездного пользования" в соответствующем числе и падеже (см., например, статьи 339 и 689 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Одновременно отмечаем, что текст законопроекта, на наш взгляд, нуждается в доработке с учетом приведения используемых формулировок к единообразию (например, в части указания на соответствующее исключение в отношении осмотра жилого помещения как предмета залога, а также использования таких формулировок, как "заемщика проверяемой кредитной организации", "заемщика проверяемой кредитной организации и (или) залогодателя, не являющегося заемщиком по данной ссуде", "заемщика кредитной организации" и т.д.).
Обращаем внимание, что в соответствии с частью девятой статьи 7 Федерального закона N 86-ФЗ данный законопроект должен быть направлен на заключение в Банк России.
Сформулированный в статье 3 законопроекта порядок вступления в силу предложенных в законопроекте изменений нуждается в доработке.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.