Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 13843-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации проведения технического осмотра транспортных средств"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "м" пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 14 марта 2016 года об установлении государственного надзора за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств, а также порядка контроля за проведением такого осмотра и предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" технический осмотр осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - операторы технического осмотра) аккредитованные профессиональным объединением страховщиков (далее - Российским союзом автостраховщиков), созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Полномочия по допуску автотранспортных средств к движению по дорогам общего пользования (посредством выдачи полиса ОСАГО) переданы страховым компаниям, в частности, как показала правоприменительная практика, данные полномочия фактически реализуются агентами страховых компаний.
За период действия указанного Федерального закона сформировалась практика, когда страховщиками не реализуется запрет страхования автомобилей, не соответствующих обязательным требованиям безопасности, а диагностические карты в большинстве случаев выдаются вместе с полисом ОСАГО без проведения реального технического контроля автотранспортных средств.
При этом, контроль со стороны государственных органов за прохождением обязательного технического осмотра предусмотрен лишь в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (автобусы, легковые такси) и некоторых других видов автотранспортных средств. В итоге технический осмотр проходит не более 20 процентов автотранспортного парка страны. Законодательством не предусмотрена ответственность автовладельцев за не предоставление своего автотранспортного средства на технический осмотр.
Контроль за деятельностью операторов технического осмотра и проверка заявителей на соответствие установленным требованиям аккредитации осуществляется Российским союзом автостраховщиков в порядке установленном Минэкономразвития России.
В свою очередь деятельность Российского союза автостраховщиков является объектом страхового надзора, осуществляемого Центральным банком России на основании Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
При этом производственные аспекты деятельности операторов технического осмотра и реализация страховыми компаниями запрета страхования ОСАГО в отношении транспортных средств, не соответствующих основным требованиям безопасности, остаются вне сферы контроля. Это способствует расширению практики предоставления потребителям некачественных услуг, созданию недобросовестной отраслевой конкуренции, распространению массовой фальсификации сведений о проведении технических осмотров, допуска на дороги общего пользования неисправных транспортных средств и, соответственно, дискредитации самого института технического осмотра.
На этом фоне ухудшается ситуация, связанная с дорожно-транспортными происшествиями с участием технически неисправных транспортных средств, особенно легковых и мотоциклов. Количество погибших и раненых в таких дорожно-транспортных происшествиях за последние 4 года существенно возросло: погибших на 256 человек (на 91 процент), раненых на 2282 человека (на 156 процентов). Основными видами неисправностей стали неисправности тормозной системы, внешних световых приборов, рулевого управления, ходовой части и шин.
В целях реагирования на негативное развитие данной ситуации законопроектом предусматривается усиление государственного влияния на основные процессы организации и проведения технического осмотра, позволяющие повысить его качество, а также на техническую эксплуатацию транспортных средств через определение требований к:
операторам технического осмотра (требования к производственной базе, технологии выполнения технического осмотра, квалификации персонала);
техническому состоянию транспортных средств;
владельцам транспортных средств, которые обязаны поддерживать техническое состояние транспортных средств, проходить периодический технический осмотр и иметь при себе диагностическую карту (или информацию на магнитном или электронном носителе в перспективе).
Кроме того, законопроектом предусматривается установление ряда требований к проведению технического осмотра транспортных средств, сохраняющих территориальную и ценовую доступность для населения услуг по проведению технического осмотра, обеспечивающих добросовестную конкуренцию операторов технического осмотра.
Предусматривается передача права аккредитации операторов технического осмотра от Российского союза автостраховщиков федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации для аккредитации и контроля за деятельностью организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств с привлечением Российского Союза организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств.
Участие представителей Российского союза в экспертных комиссиях при аккредитации и ежегодном инспекционном контроле операторов технического осмотра позволит обеспечить накопление информации для разработки стандартов профессиональной деятельности и их последующей актуализации, повысить эффективность деятельности участников рынка и уровень доверия к ним потребителей, повысить качество технического осмотра, исключить его фальсификацию.
Кроме того в целях эффективного контроля за фактическим наличием и использованием операторами технического осмотра материально-технических и кадровых ресурсов для осуществления профессиональной деятельности, исключения коррупции, устанавливается обязанность проведения выездных аккредитационных (экспертных) комиссий. В состав экспертных комиссий для подтверждения соответствия оператора технического осмотра действующим требованиям предлагается включать представителей структуры осуществляющей государственный надзор в сфере безопасности движения, представителей администраций субъектов Российской Федерации, представителей профессионального союза (профильных саморегулируемых организаций).
Кроме участия в работе экспертных комиссий для подтверждения соответствия оператора технического осмотра действующим требованиям структура, формирующая государственную политику в сфере безопасности дорожного движения и в отношении технического осмотра транспортных средств, в том числе, осуществляет:
государственный надзор за проведением технического осмотра транспортных средств операторами технического осмотра;
наличием у водителя диагностической карты подтверждающей соответствие технического состояния транспортного средства (или информацию на магнитном или электронном носителе в перспективе) и ее соответствие информации внесенной в ЕАИСТО;
выборочный контроль фактического технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования на дорогах общего пользования;
Анализ реализуемой организации и проведения технических осмотров, результатов выборочного контроля фактического технического состояния транспортных средств, статистики аварийности по причине технической неисправности транспортных средств обеспечит принятие необходимых корректирующих действий для повышения эффективности организации и проведения технического осмотра, требований к техническому состоянию транспортных средств.
Согласно проекту федерального закона, действующие нормы законодательства в сфере технического осмотра приводятся в соответствие с принятыми на сегодня в Российской Федерации и Содружестве Независимых Государств системными нормативными актами в сфере обеспечения безопасности движения и технического регулирования.
В целях формирования взвешенного, экономически обоснованного тарифа за оказание услуг по техническому осмотру во всех регионах Российской Федерации, изменяется порядок его формирования. Вводятся понятия "базового размера платы" и "ценовых пределов", соответствующих методик их расчетов и правил применения в регионах, устанавливаемых на федеральном уровне. Вводится методика расчета стоимости аккредитации.
Вводится запрет (дополнение статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" пунктом 1.1) на эксплуатацию транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по предоставлению транспортного средства для проведения государственного технического осмотра или технического осмотра в установленные сроки, а также транспортных средств, получивших отрицательное заключение на соответствие обязательным требованиям безопасности по результатам проведения государственного технического осмотра или технического осмотра в порядке, установленном законодательством в сфере технического осмотра.
Статью 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается изложить в новой редакции, распространив ответственность за управление транспортным средством, не прошедшим технического осмотра, на всех автовладельцев.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации проведения технического осмотра транспортных средств"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации проведения технического осмотра транспортных средств" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации проведения технического осмотра транспортных средств"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации проведения технического осмотра транспортных средств" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.