Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 15466-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - законопроект) предлагается внести изменения в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", предусматривающие сохранение на период до 2019 года включительно тарифов страховых взносов, действующих в 2016-2018 годах для основной категории плательщиков, в размере 30% (из них 22% на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 2,9% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 5,1% на обязательное медицинское страхование) и в размере 10% на обязательное пенсионное страхование сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов.
Целью законопроекта в указанной части является поддержание тарифа страховых взносов на приемлемом для субъектов экономической деятельности уровне страховой нагрузки, что предусмотрено Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 2524-р.
Кроме того, законопроектом предлагается перенести на 2 года (с 1 января 2019 г. на 1 января 2021 г.) переход на "прямые" выплаты пособий территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации. Такое решение позволит отсрочить необходимость погашения части кредиторской задолженности перед страхователями, сократив требуемый объем средств из федерального бюджета.
Таким образом, целью законопроекта в указанной части является обеспечение сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Также в целях обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования законопроектом предлагается увеличить тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование с 1 января 2019 г. с 5,1% до 5,9%.
Статьей 2 законопроекта предусматривается вступление его в силу с 1 января 2017 г., что соответствует положениям о вступлении в силу Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (пункт 1 статьи 5), то есть положениям Федерального закона, в который законопроектом вносятся изменения.
Предлагаемые законопроектом изменения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"
Предусмотренное проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - законопроект) сохранение на период до 2019 года тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении основной категории плательщиков в размере 22% (вместо общеустановленного тарифа в размере 26%) в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов приведет к уменьшению объема поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2019 году в размере 805,97 млрд. рублей. При этом установление тарифа в размере 10% с сумм, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов, увеличит объем поступлений на финансирование страховой пенсии в 2019 году на 318,17 млрд. рублей.
Реализация законопроекта потребует выделения средств федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2019 году в размере 487,8 млрд. рублей.
Перенос на 2 года (с 1 января 2019 г. на 1 января 2021 г.) перехода на "прямые" выплаты пособий территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации позволит отсрочить необходимость погашения части кредиторской задолженности перед страхователями, сократив требуемый из федерального бюджета объем средств на три года с 70,9 млрд. рублей до 18,3 млрд. рублей. Увеличение коэффициента сбора страховых взносов в этом случае позволит получить дополнительные доходы в 2017 году в объеме 2,7 млрд. рублей, в 2018 году - 14,2 млрд. рублей, в 2019 году - 5,8 млрд. рублей.
Увеличение тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование в 2019 году с 5,1% до 5,9% позволит обеспечить долгосрочную сбалансированность бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"
Для реализации федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.