Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 17161-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В связи с ратификацией в 2012 году Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов в 2013 - 2014 годах принято свыше 15 законодательных актов о внесении изменений в более чем 30 федеральных законов в целях установления обязанностей государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций (независимо от организационно-правовой формы) по обеспечению инвалидам доступности к различным объектам, средствам связи, информации и транспорта, предоставляемым населению услугам, а также по оказанию им помощи в преодолении барьеров, мешающих в достижении этих объектов и получении услуг. Аналогичные изменения внесены в 715 законов субъектов Российской Федерации, а также во все административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг.
Однако действующим законодательством не определены полномочия Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению органов государственной власти, уполномоченных на осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг. Не установлен также механизм реализации контрольно-надзорных функций по данному вопросу в рамках осуществления уже установленных видов контроля и надзора в соответствующих сферах предоставления услуг населению (транспорта, связи и информации, образования, культуры, здравоохранения, градостроительства, жилищно-коммунального обслуживания и других).
Отсутствие правового регулирования государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг приводит к значительным трудностям при реализации инвалидами права на безбарьерную среду в рамках досудебных процедур обжалования неправомерных решений и действий с использованием механизмов государственного контроля (надзора).
Проектом федерального закона предусматривается возложить отдельные функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в настоящее время уже осуществляют государственный контроль (надзор) в соответствующих сферах (транспорта, связи и информации, образования, культуры, здравоохранения, градостроительства, жилищно-коммунального обслуживания и других).
Данные функции на соответствующие органы исполнительной власти будут возложены Правительством Российской Федерации (в отношении органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный контроль (надзор) или высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в отношении органов исполнительной власти, осуществляющих региональный контроль (надзор) после принятия проекта федерального закона.
При этом проектом федерального закона не предусматривается установление новых видов государственного контроля (надзора).
Контрольно-надзорные полномочия на федеральном уровне в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг будут осуществляться в соответствии с общеправовым механизмом федерального контроля (надзора) в соответствующих сферах, который, в том числе, установлен статьей 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
После принятия проекта федерального закона будут уточнены административные регламенты исполнения соответствующих государственных функций в целях регулирования порядка и стандартов их осуществления.
На региональном уровне также предусматривается, не вводя новых видов контроля (надзора), определить отдельные контрольно-надзорные функции за обеспечением законодательно установленных условий доступности для инвалидов объектов и услуг в рамках уже осуществляемых уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации видов регионального государственного контроля (надзора).
Необходимо отметить, что указанные нормы исключают дублирование полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти при осуществлении государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере возложенных на них общих контрольно-надзорных полномочий.
Проект федерального закона поддержан органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Необходимые изменения в законодательные и нормативные правовые акты в связи с принятием данного проекта федерального закона будут вноситься по предложениям заинтересованных федеральных органов исполнительной власти после принятия федерального закона.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не потребует дополнительных средств федерального бюджета, бюджетов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также не потребует создания новых органов государственной власти или их структурных подразделений.
Реализация полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемым им услугам будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"*
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Содержание правового регулирования |
Исполнители, соисполнители |
Примерный срок начала подготовки проекта нормативного правового акта |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324 |
Наделение Роструда полномочием на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты |
Минтруд России Роструд |
Со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу |
2. |
Постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398 |
Наделение Ространснадзора полномочием на осуществление государственного надзора за соблюдением требований законодательства по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта |
Минтранс России Ространснадзор |
Со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу |
3. |
Постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 228 |
Наделение Роскомнадзора полномочием на осуществление государственного надзора за соблюдением требований законодательства по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг в области связи |
Минкомсвязь России Роскомнадзор |
Со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу |
4. |
Постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 323 |
Наделение Росздравнадзора полномочием на осуществление государственного надзора за соблюдением требований законодательства по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере здравоохранения |
Минздрав России Росздравнадзор |
Со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу |
5. |
Постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 594 |
Наделение Рособрнадзора полномочием на осуществление государственного надзора за соблюдением требований законодательства по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования |
Минобрнауки России Рособрнадзор |
Со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу |
6. |
Постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590 |
Наделение Минкультуры России полномочием на осуществление государственного надзора за соблюдением требований законодательства по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг в области охраны объектов культурного наследия |
Минкультуры России |
Со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу |
_____________________________
* Изменения в положения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на которые будут возложены полномочия по осуществлению государственного регионального контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг, будут утверждены в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.