Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования ремесленной деятельности)" (далее - законопроект) направлен на дальнейшее развитие существующей нормативно-правовой базы в области ремесленной деятельности, представленной ст. 15, 16, 23 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
1. Законопроект вводит в Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" понятия "ремесленная деятельность" и "субъект ремесленной деятельности" и дает им определения. Также в законопроекте определяется перечень видов деятельности, попадающих под категорию "ремесленная деятельность" и закрепляется правовой статус субъектов ремесленной деятельности. Устанавливаются требования к предпринимателям для отнесения их к категории "субъект ремесленной деятельности". Указанные ограничения направлены на снижение рисков от ведения ремесленной деятельности недобросовестными предпринимателями.
Законопроект определяет требования к созданию инфраструктуры саморегулирования ремесленной деятельности и устанавливает виды поддержки субъектов ремесленной деятельности, в том числе: финансовую, имущественную, консультационную, информационную, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
2. В изменениях, вводимых законопроектом в Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предлагается создание общественных организаций, обеспечивающих процессы саморегулирования в сфере ремесленничества, в виде Ремесленной палаты России и ремесленных палат субъектов Российской Федерации. Это в целом отражает общемировую тенденцию по дифференциации законодательства и разграничения процессов управления в сфере крупного и среднего бизнеса, с одной стороны, и в сфере малого предпринимательства, с другой стороны. Указанные изменения позволяют законодательно закрепить понятие "Ремесленная палата России", установить её полномочия и регламент деятельности, а также полномочия и регламент деятельности ремесленных палат субъектов Российской Федерации. Ремесленные палаты субъектов РФ станут центром сосредоточения ремесленников, так как смогут оказывать содействие ремесленникам в обучении нового поколения, юридической помощи (в том числе с целью легализации статуса и регистрации в виде ИП), получении помещений для производства, организации ярмарок как на территории субъекта, так и за его пределами.
3. Правовые определения категорий "ремесленная деятельность", "субъекты ремесленной деятельности", а также перечень видов ремесленной деятельности, отнесенный существующим законодательством только к компетенции субъектов Российской Федерации (ст. 23 N 209-ФЗ), должны вводится федеральным законом, так как вопросы установления правовых основ рынка и вопросы гражданского законодательства находятся исключительно в ведении Российской Федерации (Конституция РФ, ст. 71, п. "е", "ж", "о").
Отличительные особенности предпринимательской деятельности в ремесленной сфере от других видов предпринимательства (торговли, сферы нематериальных услуг) заключаются в том, что оно: а) требует значительно больших инвестиционных вложений; б) более высокую квалификацию работников (комплексная, многопрофильная деятельность); в) располагает более высокими предпринимательскими рисками (привязано только к одному виду хозяйственной деятельности); г) на сегодняшний день в перерабатывающих производствах в части требований экологического, санитарного, противопожарного и других видов законодательства, малые формы производства по требованиям к ним приравнивается к крупным промышленным предприятиям; д) в системе международных экономических отношений ремесленные товары и услуги включены в генеральные соглашения ГАТТ и ГАТС как обособленные группы.
В целом надо отметить, что в Российской Федерации давно назрел вопрос легитимизации, законодательного регулирования и поддержки субъектов ремесленной деятельности. В существующем виде Федеральный закон N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" сделать это не позволяет. Отсутствие в нем законодательно определенного понятия "ремесленная деятельность", неразвитость или полное отсутствие в субъектах федерации в этой области нормативной базы приводит к тому, что даже существующие федеральные программы поддержки ремесленничества на практике остаются не востребованы. При этом, действующий Федеральный закон от 6.01.1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" регулирует деятельность только тех организаций народных художественных промыслов, конкретный перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации и расширен в субъектах Российской Федерации с учетом региональных особенностей. Данный ФЗ не распространяется на подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области художественных промыслов, но не получивших статус "народного".
Легализация ремесленной деятельности позволит в дальнейшем перейти к разработке профессиональных и образовательных стандартов по ремесленным профессиям, расширится профессиональное пространство для самореализации молодого поколения, более эффективным станет решение вопросов трудоустройства на региональных рынках труда. Это будет способствовать становлению и консолидации ремесленного сообщества, повышению качества работы и росту конкурентоспособности участников рынка индивидуальных услуг, ускорит развитие малых перерабатывающих производств, обеспечит социальную защищённость значительной группе населения страны, численность которой составляет 5-7 млн. человек.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования ремесленной деятельности)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования ремесленной деятельности)" не потребует финансовых расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования ремесленной деятельности)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования ремесленной деятельности)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.