Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 27110-7 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 59 и 78 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании предъявляет листок нетрудоспособности, оформленный медицинской организацией на бумажном бланке.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 59 и 78 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривает возможность использования листка нетрудоспособности как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа, сформированного в автоматизированной информационной системе, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных лиц и имеющего равную юридическую силу с листком нетрудоспособности, оформленным в установленном порядке на бланке листка нетрудоспособности по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. N 347н.
Механизм формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа опробован медицинскими организациями, страхователями и территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) в ходе реализации пилотного проекта "Электронный листок нетрудоспособности".
Основной задачей данного проекта является отработка технологии электронного взаимодействия медицинских организаций и территориальных органов фонда и перевод листка временной нетрудоспособности в электронный вид с отменой его бумажной формы.
При реализации указанного проекта медицинская организация с помощью программного обеспечения осуществляет ввод информации, состав которой полностью соответствует реквизитному составу листка нетрудоспособности, а также порядку его заполнения, которые закреплены в порядке выдачи листков нетрудоспособности, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. N 624н. Сформированный электронный листок нетрудоспособности, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется медицинской организацией в Единую интегрированную информационную систему "Соцстрах" фонда (далее - ЕИИС "Соцстрах"). В свою очередь, страхователь с помощью программного обеспечения, используемого для автоматизации своей деятельности, или программного обеспечения, предоставляемого фондом, заполняет реестр сведений на выплату пособий, заверяет его усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет в ЕИИС "Соцстрах". Непосредственно назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам осуществляется территориальными органами фонда на основании информации о страховых случаях, содержащейся в ЕИИС "Соцстрах".
Технология реализации проекта "Электронный листок нетрудоспособности" способствует оптимизации процесса обмена сведениями при формировании листка нетрудоспособности в форме электронного документа между субъектами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, медицинскими организациями и федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, позволяет значительно снизить трудоемкость обработки документов, а также сократить количество обращений застрахованных лиц (в рамках данной технологии граждане смогут получать информацию о выплатах посредством Единого портала государственных услуг).
Кроме того, законопроектом будет обеспечена возможность проведения фондом аналитической работы как составляющей финансового планирования расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, что в целом содействует укреплению финансовой стабильности фонда.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация предлагаемых решений не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджета фонда.
Предлагаемые законопроектом решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 59 и 78 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 59 и 78 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Информационный ресурс для реализации технологии электронного листка нетрудоспособности обеспечивается за счет расширения функциональности подсистемы "Управление страховыми выплатами в случаях временной нетрудоспособности и в связи с материнством" Единой интегрированной информационной системы "Соцстрах", которая введена в промышленную эксплуатацию в 2012 году и используется в региональных отделениях Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд), участвующих в реализации пилотного проекта по назначению и выплате страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам непосредственно территориальными органами фонда, а также в рамках мероприятий по развитию Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Внедрение технологии электронного листка нетрудоспособности позволит снизить расходы фонда на изготовление бланков листков нетрудоспособности. Прогнозная оценка ожидаемой экономии средств приведена в таблице:
Прогнозная оценка ожидаемой экономии средств фонда на изготовление бланков листков нетрудоспособности
Работы |
Средства, затраченные в 2015 году, тыс. руб. |
Ожидаемая экономия, тыс. руб. |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Изготовление бланков листков нетрудоспособности |
120 780 |
12 000 |
11000 |
10 000 |
9 000 |
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 59 и 78 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 59 и 78 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона мО внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 59 и 78 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Для реализации Федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 59 и 78 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) потребуются следующие изменения и принятие нормативных правовых актов.
1. Принятие постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа".
Необходимость принятия обусловлена положением абзаца пятого статьи 1 законопроекта, согласно которому Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение 4 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Внесение изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности".
Необходимость внесения изменений обусловлена абзацем четвертым статьи 1 законопроекта, в соответствии с которым форма и порядок выдачи листков нетрудоспособности, в том числе порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения и Фондом социального страхования Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение 4 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.