Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 25068-7 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно Федеральному закону от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" денежные средства, размещаемые физическими лицами в банке на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, обязательно подлежат страхованию.
В настоящее время в случае отзыва у банка лицензии или введения моратория на удовлетворение требований кредиторов банка вкладчику возвращается страховая сумма вклада (банковского счета), не превышающая 1 400 000 рублей в каждом банке. Также вкладчик, получивший возмещение по вкладу, имеет право оформить требование к кредитору с целью получения возмещения по вкладу, превышающего страховую сумму.
За последние два года (2014-2016 гг.) Банк России отозвал лицензии более чем у 170 банков в России, что привело к невозможности многими вкладчиками получить страховое возмещение, хотя в соответствии с законодательством вкладчик имеет право требования к банку на сумму, превышающую 1 400 000 рублей.
Как указано выше, согласно законодательству возврат в пользу вкладчика сверхстраховой суммы возможен, однако, как правило, эта процедура занимает большое количество времени, поскольку ликвидация банка может затягиваться на длительный срок. Чаще всего у ликвидированного банка просто не остается денежных средств для возмещения.
Такие условия возмещения страховой суммы не представляются справедливыми. Лицо, которое законно проживает в России и (или) законно осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации, вправе открывать неограниченное количество вкладов в любом российском банке, хранить в нем свои денежные средства, получать эти средства в полном объеме в случае ликвидации банка.
В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" Центральный банк Российской Федерации выдает банкам лицензии на привлечение средств во вклады, осуществляет надзор за деятельностью банков и обязан своевременно принимать меры в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России. В случае нарушения кредитной организацией нормативов только Банк России уполномочен своевременно реагировать на эти нарушения и требовать их устранения. Отсюда следует, что если кредитная организация работает на рынке банковских услуг, значит, Центральный банк Российской Федерации гарантирует ее надежность, поэтому вкладчик может доверять кредитной организации и пользоваться любой предоставляемой банковской услугой.
Кроме того, необходимо вспомнить банковский кризис 90-х гг., когда не существовало системы страхования вкладов, многие банки, имевшие лицензии, прекратили свою деятельность, а клиентам не выплатили денежные средства по вкладам, тем самым не выполнив свои обязательства. В такой ситуации государство санировало только некоторые банки и компенсировало только некоторые потери частных вкладчиков.
Во избежание повторения вышеописанных ситуаций, связанных с невозвратом денежных средств, а также в целях гарантирования гражданам выплаты их накоплений, настоящим законопроектом предлагается распространить действие системы страхования вкладов физических лиц на все денежные средства в размере 100%, внесенные вкладчиками на вклады в банках. Тем самым, в случае банкротства кредитной организации, - возмещать вкладчику 100% внесенный им суммы во вклад.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" позволит создать реальный механизм защиты всех накопленных денежных средств граждан России и усилить правовые гарантии сохранности этих средств.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" потребует дополнительные финансовые затраты, покрываемые за счет средств федерального бюджета, которые необходимо учесть в федеральном бюджете на будущие периоды.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" не потребует принятия, приостановления, внесения изменений либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.