Отказывая учреждению культуры в принятии бухгалтерской отчетности за 2015 год, учредитель сообщил, что показатель по счету 2 210 06 000 не может быть увеличен по сравнению с прошлогодними данными. Правомерно ли такое утверждение?
Т. Кочнова,
к.э.н., заместитель директора
Департамента бухгалтерского учета Минобрнауки РФ
Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2016 г., с. 11-13.
В соответствии с п. 238 Инструкции N 157н*(1) счет 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем" предназначен для учета расчетов с органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) бюджетного учреждения, автономного учреждения. Такие расчеты формируются в объеме прав учредителя по распоряжению недвижимым и особо ценным движимым имуществом учреждений в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости указанного имущества.
В силу ст. 123.22, 298 ГК РФ к недвижимому и особо ценному движимому имуществу, которым учреждение не имеет права самостоятельно распоряжаться, относится:
- особо ценное движимое имущество, закрепленное за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных собственником, а также недвижимое имущество независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено;
- недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленные за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенные автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником.
Указанным имуществом бюджетные (автономные) учреждения не вправе распоряжаться без согласия собственника. Остальным имуществом учреждения вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законом (п. 10 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях*(2), п. 2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях*(3)).
В соответствии с п. 21 Инструкции N 157н при принятии к учету недвижимого или особо ценного движимого имущества, приобретенного бюджетным (автономным) учреждением за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, оно подлежит отражению в бухгалтерском учете на аналитических счетах нефинансовых активов по виду деятельности 2 "Приносящая доход деятельность" (2 101 10 000, 2 101 20 000, 2 102 20 000, 2 105 20 000).
Первоначально показатель расчетов с учредителями формировался на момент изменения типа учреждения. А именно, расчеты с учредителями в части недвижимого и особо ценного движимого имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения и закрепленного за бюджетным (автономным) учреждением, подлежали отражению на счете 2 210 06 000 в сумме балансовой стоимости такого имущества (Письмо Минфина РФ от 18.09.2012 N 02-06-07/3798).
После изменения типа (по приобретенному за счет собственных доходов особо ценному движимому имуществу) показатели по счету 2 210 06 000 в рамках деятельности учреждения как получателя субсидии формированию не подлежат. Такие разъяснения даны в Письме Минфина РФ от 22.10.2015 N 02-07-10/60698. Аналогичные разъяснения приведены в отношении формирования расчетов с учредителями по виду деятельности 7 - "Средства по обязательному медицинскому страхованию" (письма Минфина РФ от 17.01.2013 N 02-06-07/111, от 14.12.2012 N 02-06-10/5194).
Вместе с тем подлежит отнесению на счет 2 210 06 000 стоимость недвижимого имущества (вновь введенного, приобретенного по виду деятельности 2) у бюджетных учреждений - получателей субсидий.
Специалисты финансового ведомства отмечают, что после изменения типа учреждения счет 2 210 06 000 может быть скорректирован в части выбывшего из распоряжения учреждения недвижимого или особо ценного движимого имущества, закрепленного на момент изменения типа учреждения, а также в части изменения первоначальной стоимости этого имущества в результате проведенных работ по реконструкции, модернизации и прочих работ, которые увеличивают первоначальную стоимость основных средств.
Таким образом, приведенные в вопросе указания учредителя являются необоснованными. Показатель счета 2 210 06 000, по сравнению с прошлым годом, может быть увеличен в случаях:
- увеличения (при достройке, модернизации, реконструкции или дооборудования) первоначальной стоимости недвижимого или особо ценного движимого имущества, принятого к учету по виду деятельности 2 до изменения типа учреждения (у бюджетных и автономных учреждений);
- принятия к учету недвижимого имущества, вновь приобретенного за счет собственных доходов (у бюджетных учреждений).
1 апреля 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(3) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"