Участвуем в коллективном трудовом споре
Е.В. Давыдова,
эксперт журнала "Отдел кадров государственного
(муниципального) учреждения"
Журнал "Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 4, апрель 2016 г., с. 17-28.
В связи с ухудшением экономической обстановки в целом и материального положения отдельно взятых учреждений бюджетной сферы работодателям приходится снижать зарплату, отказываться от некоторых установленных гарантий и компенсаций, что не может не вызывать со стороны работников некоторое недовольство. Как следствие, вероятны коллективные трудовые споры вплоть до забастовки. О том, какие варианты разрешения коллективных трудовых споров предусмотрены трудовым законодательством и каков порядок их разрешения, поговорим в этой статье.
Коллективный трудовой спор
Согласно ст. 398 ТК РФ коллективный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Разрешение коллективных трудовых споров относится к сфере социального партнерства, то есть системе взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, которая направлена на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, при этом регулируется отдельной гл. 61 ТК РФ.
Данной главой установлены следующие методы разрешения коллективных трудовых споров:
- рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией;
- рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;
- рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже;
- участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров.
Все эти способы рассмотрения споров, за исключением последнего, носят название "примирительные процедуры".
Также один из способов разрешения коллективного трудового спора, к которому могут прибегнуть работники, - это забастовка, временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Объявить забастовку работники могут, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель не выполняет соглашения, достигнутые сторонами в ходе разрешения спора, или не исполняет решение трудового арбитража (ст. 409 ТК РФ).
Кроме того, работники имеют право в установленном Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора. В 2015 году масштаб участия в таких акциях протеста значительно увеличился и, по всей видимости, будет увеличиваться дальше.
Однако что касается забастовки, для ее проведения законодательством установлено немало ограничений (ст. 413 ТК РФ и другие федеральные законы), в том числе невозможность участия в ней многих категорий работников. В таких случаях работники могут прибегнуть к последнему методу разрешения трудового спора: обратиться в государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров - Роструд.
Процедура, предшествующая спору
Коллективный трудовой спор начинается с выдвижения работниками своих требований. При этом днем начала спора согласно ст. 398 ТК РФ является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение решения работодателем (его представителем) в соответствии со ст. 400 ТК РФ.
Правом выдвижения требований обладают работники и их представители.
К сведению. Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, первичная профсоюзная организация и иные представители, избираемые работниками (ст. 29, 30, 31, ч. 5 ст. 40 ТК РФ).
Требования, выдвинутые работниками и (или) их представительным органом, утверждаются на собрании работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора. При этом работодатель обязан предоставить необходимое для такого собрания помещение и не вправе препятствовать его проведению.
Если собрание провести невозможно, представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых им требований.
Требования профсоюзов и их объединений выдвигаются их выборными коллегиальными органами, уполномоченными на это их уставами, и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.
Требования (копия требований) могут быть направлены в Роструд (его территориальные органы), в том числе в форме электронного документа. В таком случае Роструд обязан проверить получение требований (копии требований) другой стороной коллективного трудового спора (ст. 399 ТК РФ).
Обратите внимание! Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников. О принятом решении он должен сообщить в представительный орган работников в письменной форме в течение двух рабочих дней со дня получения указанных требований (ст. 400 ТК РФ).
Рассмотрение спора примирительной комиссией
Одной из обязательных процедур при всех трудовых спорах является рассмотрение спора примирительной комиссией. И только после этой процедуры, если стороны не пришли к договоренности, они могут обратиться к посреднику и (или) в трудовой арбитраж.
Порядок рассмотрения спора примирительной комиссией регламентирован ст. 402 ТК РФ и Постановлением Минтруда РФ от 14.08.2002 N 57 "Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией" (далее - Рекомендации 1).
Итак, если работодатель принял решение отказать работникам в удовлетворении требований, с этого дня начинается процедура коллективного трудового спора, в частности процедура рассмотрения спора примирительной комиссией. Комиссия создается в течение двух рабочих дней со дня начала спора, если он возник на локальном уровне социального партнерства, или в срок до трех рабочих дней в случае возникновения спора на иных уровнях социального партнерства.
К сведению. Социальное партнерство осуществляется на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном и локальном уровне, где в том числе устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда (ст. 26 ТК РФ).
Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников, на иных уровнях социального партнерства - соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. При этом уклоняться от создания комиссии и участия в ее работе стороны коллективного трудового спора не имеют права.
Обратите внимание! Члены примирительной комиссии на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение одного года (п. 23 Рекомендаций 1).
Работодатель должен создать необходимые условия для работы примирительной комиссии.
Коллективный трудовой спор на локальном уровне социального партнерства должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях - в срок до пяти рабочих дней со дня издания актов о ее создании.
Обратите внимание! В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены при согласии сторон коллективного трудового спора. Решение о продлении срока оформляется протоколом (ч. 7 ст. 401 ТК РФ).
Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены данным решением.
Если при рассмотрении спора примирительной комиссией соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий.
К сведению. Формы протокола примирительной комиссии и протокола разногласий утверждены Рекомендациями 1.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о рассмотрении спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Рассмотрение спора с участием посредника
Согласно ст. 403 ТК РФ не позднее следующего рабочего дня после составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о его рассмотрении с участием посредника.
Обратите внимание! Посредником может быть любой независимый специалист, приглашаемый как сторонами, так и по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров (п. 6 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 14.08.2002 N 58 (далее - Рекомендации 2)).
Если стороны согласны рассматривать спор с участием посредника, между ними заключается соответствующее соглашение, после чего в срок не более двух рабочих дней они обязаны согласовать кандидатуру посредника. За рекомендацией его кандидатуры стороны трудового спора могут обратиться в Роструд.
Если же согласие о рассмотрении спора с участием посредника не достигнуто, оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры. В этом случае, а также в случае разногласий по поводу кандидатуры посредника стороны приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон спора с участием посредника. Посредник имеет право запрашивать у сторон и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.
Рассмотрение спора с участием посредника на локальном уровне социального партнерства осуществляется в срок до трех рабочих дней, на иных уровнях - до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.
Обратите внимание! Общая продолжительность участия посредника в разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году (п. 8 Рекомендаций 2).
Согласованное решение представителей сторон коллективного трудового спора и посредника оформляется протоколом совместного заседания представителей сторон и посредника. Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий совместного заседания представителей сторон спора и посредника. Примерные формы протоколов предусмотрены Рекомендациями 2 (п. 11).
Рассмотрение спора в трудовом арбитраже
Итак, стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о его рассмотрении в трудовом арбитраже, если:
- при рассмотрении спора с посредником составлен протокол разногласий;
- сторонами не согласована кандидатура посредника;
- стороны отказались от рассмотрения спора с участием посредника.
К сведению. В соответствии со ст. 404 ТК РФ трудовой арбитраж - это орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Он может быть временным или постоянно действующим. Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора, получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора, информирует при необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях спора, принимает решение по существу спора.
Согласие сторон о рассмотрении спора в трудовом арбитраже оформляется соглашением. Затем стороны обязаны совместно с Рострудом создать временный трудовой арбитраж для рассмотрения трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Срок создания арбитража на локальном уровне социального партнерства составляет два рабочих дня, для иных уровней социального партнерства - до четырех рабочих дней.
Срок рассмотрения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства - до трех рабочих дней, на других - до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.
Состав и регламент временного арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и Роструда. В постоянно действующем арбитраже порядок формирования его состава и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (его уставом), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.
Обратите внимание! Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным, а его решение имеет для сторон обязательную силу в случаях, когда в целях разрешения спора не может быть проведена забастовка.
Согласно п. 13 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 14.08.2002 N 59 (далее - Постановление N 59), порядок рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:
- изучение документов и материалов, представленных сторонами;
- заслушивание представителей сторон;
- заслушивание экспертов, если есть необходимость;
- разработка рекомендаций по существу коллективного трудового спора.
Рекомендации трудового арбитража составляются в письменной форме с учетом всех обстоятельств дела в соответствии с действующим законодательством РФ, оформляются протоколом заседания трудового арбитража (примерная форма которого предусмотрена Постановлением N 59), подписываются трудовыми арбитрами и передаются сторонам.
Согласно ст. 406 ТК РФ при уклонении работодателя (представителя работодателей) от создания временного трудового арбитража, передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора трудовым арбитражем считается, что примирительные процедуры не привели к разрешению спора.
Разрешение споров с участием Роструда
Итак, государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования таких споров, - Роструд и органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании таких споров (ст. 407 ТК РФ).
Содействие в урегулировании отдельных коллективных трудовых споров - это государственная услуга, порядок предоставления такой услуги Рострудом определен административным регламентом, утвержденным Приказом Минтруда РФ от 22.09.2014 N 654н*(1) (далее - Регламент). Обратиться за оказанием услуги в Роструд могут профсоюзы и иные представители работников. Работодатели обратиться не могут.
Роструд участвует в разрешении споров в случаях, когда коллективный трудовой спор возник:
- по поводу соглашения, заключаемого на федеральном уровне социального партнерства;
- в организациях, финансируемых из федерального бюджета;
- но работники не могут провести забастовку.
Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- регистрация запроса заявителя;
- рассмотрение запроса заявителя, принятие решения о регистрации коллективного трудового спора либо об отказе в его регистрации;
- направление заявителю результата предоставления государственной услуги.
Согласно ст. 407 ТК РФ Роструд осуществляет следующие функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:
- производит уведомительную регистрацию таких споров;
- содействует их урегулированию;
- ведет базу данных по учету трудовых арбитров;
- организует подготовку трудовых арбитров.
Что касается органов исполнительной власти субъектов РФ, участвующих в урегулировании коллективных трудовых споров, они:
- производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением споров, указанных в ч. 2 ст. 407;
- содействуют урегулированию указанных споров.
Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:
- проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон спора;
- выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения споров, подготавливают предложения по их устранению;
- оказывают методическую помощь сторонам спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;
- организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.
Принимать участие в разрешении коллективного трудового спора Роструд и его территориальные органы могут на любом этапе его рассмотрения и даже раньше. Так, уже при выдвижении требований представители работников могут обратиться в соответствующий орган по урегулированию коллективных трудовых споров. На этом этапе коллективного трудового спора еще нет, и указанный орган лишь проверяет получение требований другой стороной (ст. 399 ТК РФ). В случае необходимости работники Роструда или территориального органа Роструда могут разъяснить представителям сторон порядок разрешения спора, их права и обязанности в соответствии с законодательством.
Примечание. Плата за предоставление государственной услуги не взимается (п. 30 Регламента).
После начала коллективного трудового спора и работники, и работодатели могут обратиться в Роструд или его территориальные органы для уведомительной регистрации спора (ст. 401 ТК РФ). Осуществив эту процедуру, представители сторон получают возможность обращаться в соответствующий государственный орган за разъяснениями, консультациями и т.п.
К сведению. Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по регистрации в уведомительном порядке коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена, утвержден Приказом Минтруда РФ от 12.09.2014 N 635н.
Кроме этого, государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров может рекомендовать посредника для участия в примирительных процедурах (ст. 403 ТК РФ), а в создании трудового арбитража принимает непосредственное участие (ст. 404 ТК РФ).
Обратите внимание, что участие государственных органов в разрешении коллективных трудовых споров не имеет никакого отношения к проверкам и никакие предписания об устранении нарушений и протоколы об административных правонарушениях в отношении работодателей не издаются.
* * *
Подводя итог, отметим основные обязанности работодателя, нарушение которых может повлечь административную ответственность. Работодатель:
1. Обязан принять к рассмотрению требования работников (представительных органов) (ст. 400 ТК РФ).
2. Обязан направить решение по требованиям в письменном виде в течение двух рабочих дней со дня их получения в представительный орган работников (ст. 402 ТК РФ).
3. Обязан создать необходимые условия для работы примирительной комиссии (ст. 402).
4. Должен освободить членов примирительной комиссии, трудовых арбитров на время участия в разрешении коллективного трудового спора от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение одного года (ч. 1 ст. 405 ТК РФ).
5. Не должен подвергать дисциплинарным взысканиям участвующих в разрешении спора представителей работников, а также переводить на другую работу или увольнять по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа (ч. 2 ст. 405).
6. Не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах (ст. 401 ТК РФ).
7. Обязан соблюдать достигнутое сторонами коллективного трудового спора и оформленное письменно в ходе разрешения этого спора соглашение (ст. 408 ТК РФ).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"