Контроль ведения воинского учета
Т.В. Шадрина,
эксперт журнала "Отдел кадров государственного
(муниципального) учреждения"
Журнал "Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 4, апрель 2016 г., с. 59-68.
Воинскому учету не всегда уделяют должное внимание. Причем этим грешат не только коммерческие компании, но и органы местного самоуправления, ответственные за ведение первичного воинского учета. Между тем военные комиссариаты и органы военного управления Вооруженных Сил РФ, а также органы местного самоуправления (в части контроля иных организаций) наделены полномочиями по проведению проверок в области осуществления воинского учета. Какие права есть у проверяющих? Какие документы должны быть в каждой организации по воинскому учету? Всегда ли нужен отдельный специалист? Какова ответственность за нарушение правил осуществление воинского учета? На эти и некоторые другие вопросы вы получите ответы, прочитав статью.
Нормативное регулирование
Любая организация, где работают военнообязанные сотрудники, должна вести воинский учет.
Основными документами, регламентирующими данный процесс, являются:
- Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ);
- Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" (далее - Положение);
- Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, подготовленные Генштабом Вооруженных Сил РФ в 2008 году (далее - Методические рекомендации).
Основными нормативными актами, регламентирующими вопросы контроля за осуществлением воинского учета, являются:
1. Указ Президента РФ от 07.12.2012 N 1609 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах". Именно в нем определены полномочия военных комиссариатов:
- оказание содействия федеральным органам государственной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и организациям в осуществлении воинского учета;
- контроль за реализацией органами местного самоуправления полномочий по осуществлению первичного воинского учета;
- организация и осуществление при участии органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления мероприятий по первоначальной постановке граждан на воинский учет;
- проведение проверок организаций по вопросам осуществления ими воинского учета, бронирования граждан, пребывающих в запасе, и исполнения военно-транспортной обязанности.
2. Приказ Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495 "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета"*(1) (далее - Приказ N 495).
В этом документе прописан порядок проведения органами военного управления Вооруженных Сил РФ и военными комиссариатами контроля за осуществлением органами местного самоуправления первичного воинского учета, а также контроля за ведением организациями воинского учета. Кроме этого, в документе установлены показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки их деятельности в данной области (об этом мы поговорим чуть позже).
3. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Этим законом регламентирован порядок организации и проведения проверок юридических лиц, органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также права и обязанности контролирующих органов и их должностных лиц при проведении проверок.
Из анализа всех этих нормативных актов можно сделать вывод, что:
- воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями;
- за состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают их руководители;
- организации обязаны создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, предоставлять отчетность по бронированию.
Что проверит военкомат?
Методические рекомендации прямо отвечают на этот вопрос. В частности, согласно их п. 39 каждой организацией оформляются (разрабатываются, ведутся):
- приказ "Об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе";
- план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе (согласовывается с военным комиссариатом. Примерная форма приведена в приложению N 17 к Методическим рекомендациям);
- картотека личных карточек формы N Т-2 и N Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
- журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
- расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
- служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
- другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
- справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
Примечание. Согласно п. 22 Методических рекомендаций проект приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, ведущим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов. Форма приказа имеется в приложении N 4 к Методическим рекомендациям.
Конечно же, военные комиссары проверят личные карточки. Заполнение соответствующего раздела обязательно в отношении карточек граждан, подлежащих воинскому учету. Напомним, что разд. II личных карточек должен заполняться аккуратно, без помарок и неустановленных сокращений, четким и разборчивым почерком. Записи производятся чернилами, шариковыми, гелевыми и другими ручками черного или синего цветов, а отметки о проведении сверки с документами воинского учета военных комиссариатов (органов местного самоуправления) делаются простым карандашом (п. 7 приложения 7 к Методическим рекомендациям).
К сведению. В каждой организации должен быть журнал проверок осуществления воинского учета - зарегистрированный, пронумерованный, прошнурованный, опечатанный и заверенный подписью руководителя организации (военного комиссара, органа местного самоуправления).
Еще одна рекомендация - согласовывать с военным комиссаром муниципального образования кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях. Если такой сотрудник планирует уйти в отпуск или уезжает в командировку, обязательно назначьте на этот участок работы другого сотрудника.
Проверьте наличие названных документов - если каких-то не хватает, разработайте.
Кроме документов проверяется организация ведения воинского учета. Обязанности работников, осуществляющих такой учет, перечислены в разд. III Методических рекомендаций. Например, необходимо проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. Также отвечающие за воинский учет:
- направляют в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, и о принятии (поступлении) их на работу или увольнении (отчислении) их с работы;
- сверяют не реже раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
- вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, находящихся на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты.
Поэтому проверьте и наличие названных в Методических рекомендациях отчетов, и актуальность информации в личных карточках.
Полномочия военных комиссаров
Согласно п. 33 Положения контроль за ведением в организации воинского учета осуществляют военные комиссариаты или органы местного самоуправления. Эти органы проводят документарные или выездные проверки, которые, в свою очередь, могут быть плановыми и внеплановыми (ст. 11, 12 Закона N 294-ФЗ).
О плановой проверке организация уведомляется военкоматом не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала данного мероприятия. Для этого военкомат направляет копию распоряжения или приказа военного комиссара о начале плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Отметим, что содержание такого распоряжения строго регламентировано. Так, в нем должны быть указаны (ч. 3 ст. 14 Закона N 294-ФЗ):
- наименование военкомата;
- фамилия, имя, отчество, должность проверяющего;
- наименование и местонахождение организации, подлежащей проверке;
- цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
- правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
- сроки проведения и перечень мероприятий по контролю;
- перечень административных регламентов по осуществлению контроля;
- перечень документов, которые должна представить организация для проверки;
- даты начала и окончания проведения проверки.
Проверяющий вручает это распоряжение руководителю организации под роспись.
Чтобы подтвердить свои полномочия при выездной проверке, должностное лицо военкомата обязано предъявить следующие документы (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ):
- распоряжение или приказ военного комиссара;
- служебное удостоверение.
Примечание. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено Законом N 294-ФЗ.
Пару слов о контроле за органами местного самоуправления
При проведении контроля осуществления органами местного самоуправления первичного воинского учета проверяются и определяются:
- полнота охвата граждан первичным воинским учетом и его качество;
- достоверность данных, характеризующих состояние мобилизационных и призывных ресурсов;
- организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету;
- выполнение должностными лицами органов местного самоуправления требований Закона N 53-ФЗ и Положения, а также целевое использование субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты (далее - субвенции).
Проверке подвергается не менее 30% органов местного самоуправления от общего количества на территории, на которой осуществляет свою деятельность отдел (муниципальный). Для проверки создается комиссия, в состав которой включаются начальник отдела (муниципального) либо лицо, им уполномоченное (председатель комиссии), представители отделений отделов военного комиссариата и работники финансовых органов (члены комиссии) (п. 4 Порядка контроля за органами местного самоуправления, утвержденного Приказом N 495).
Кроме того, военными комиссариатами совместно с представителями уполномоченных органов субъектов РФ и территориального органа Росфиннадзора проверяется расходование субвенций. В этих целях в конце года, предшествующего планируемому, график проверок согласовывается с руководителями вышеуказанных органов. Проверяются:
а) расходы на оплату труда и начисления на оплату труда (освобожденных военно-учетных работников или военно-учетных работников по совместительству);
б) расходы на материально-техническое обеспечение первичного воинского учета (на оплату аренды помещений, услуг связи, командировочных расходов и пр.).
Результаты комплексной проверки оформляются актом, который подписывается председателем и членами комиссии, а также представителями органа местного самоуправления в лице руководителя (или уполномоченного им должностного лица) и главного бухгалтера (бухгалтера). Акт представляется в военный комиссариат.
Примечание. Проверки производятся за период с 1 января по 31 декабря предшествующего года по утвержденному в установленном военным комиссаром порядке графику.
По результатам проверки органов местного самоуправления организация осуществления первичного воинского учета может быть оценена как "удовлетворительно" или "неудовлетворительно".
Оценка | Критерии | |
Удовлетворительно | Выполнены установленные нормативными актами и иными служебными документами требования по организации осуществления первичного воинского учета; документы по осуществлению первичного воинского учета разработаны в полном объеме и качественно; спланированные на день проверки мероприятия по осуществлению первичного воинского учета, взаимодействию с отделами (муниципальными), органами внутренних дел и организациями, руководству и контролю за состоянием воинского учета в организациях выполнены не менее чем на 80%; не выявлены случаи нецелевого использования средств на осуществление полномочий по первичному воинскому учету | |
Неудовлетворительно | Не выполнены требования на оценку "удовлетворительно" |
При этом также оценивается:
- полнота и достоверность документов первичного воинского учета в органах местного самоуправления (например, "отлично" ставится, если отсутствуют документы первичного воинского учета с нарушениями правил, порядка или требований по их ведению,
с расхождениями содержащихся в них сведений при практическом оповещении (контроле) с фактическими данными граждан или при контрольной сверке с документами воинского учета соответствующих отделов (муниципальных), организаций, а также с карточками регистрации или домовыми книгами);
- качество осуществления первичного воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе (например, оценка "хорошо" ставится, если организация осуществления первичного воинского учета оценивается не ниже "удовлетворительно", а полнота и достоверность документов первичного воинского учета - "хорошо").
Результаты проверок доводятся до глав муниципальных образований и отражаются в журналах проверок осуществления первичного воинского учета (приложение к Порядку контроля за органами местного самоуправления).
Примечание. Проверяется не менее 1% документов первичного воинского учета из каждого состава (призывники, солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы, офицеры запаса) от их общего количества.
Контроль организаций
Отделы военных комиссариатов и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года (п. 5 Порядка контроля за организациями, утвержденного Приказом N 495).
Обратите внимание! В поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более трех месяцев) осуществляется органами местного самоуправления (п. 8 Положения). За состояние первичного воинского учета отвечают руководители этих органов, соответственно именно органы местного самоуправления и будут осуществлять контроль за организациями в таких поселениях (городских округах).
При контроле ведения воинского учета в организациях проверяются и определяются:
- полнота охвата граждан воинским учетом;
- качество осуществления воинского учета граждан;
- достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету;
- организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету;
- выполнение должностными лицами организаций требований Закона N 53-Ф3 и Положения.
Организациям также выставляются оценки. Например, при проверке полноты и достоверности сведений, содержащихся в личных карточках призывников и граждан, пребывающих в запасе, или качества воинского учета призывников и запасников организациям может быть выставлена оценка от "неудовлетворительно" до "отлично" (см. таблицу ниже).
Оценка | Характеристика |
"Отлично" | Нет нарушений порядка, правил и требований ведения личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету; нет расхождений содержащихся в них сведений при сверке с документами воинского учета соответствующих военных комиссариатов, органов местного самоуправления; хранение личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, организовано в соответствии с методическими рекомендациями |
"Хорошо" | Количество личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, в которых выявлены нарушения правил, порядка или требований по их ведению, а также с расхождение с фактическими данными граждан или при контрольной сверке с документами воинского учета не превышает 5% от числа проверенных; хранение личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, организовано в соответствии с методическими рекомендациями |
"Удовлетворительно" | Количество личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, в которых выявлены нарушения правил, порядка или требований по их ведению, а также с расхождение с фактическими данными граждан или при контрольной сверке с документами воинского учета составляет от 5 до 10% от числа проверенных; хранение личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, организовано в соответствии с методическими рекомендациями |
"Неудовлетворительно" | Не выполнены требования на оценку "Удовлетворительно" |
А в целом ведение воинского учета в организации может быть оценено так:
- "удовлетворительно", если выполнены установленные нормативными актами требования осуществления воинского учета; документы по воинскому учету разработаны в полном объеме и качественно; спланированные на день проверки мероприятия по осуществлению воинского учета, взаимодействию с отделами (муниципальными), органами местного самоуправления (представлению предусмотренных Положением сведений) выполнены не менее чем на 70%, проведена ежегодная сверка сведений, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих отделов (муниципальных) и (или) органов местного самоуправления;
- "неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
Результаты проверок доводятся до руководителей организаций и отражаются в журналах проверок (приложение к Порядку контроля за организациями), которые ведутся в отделах (муниципальных), в органах местного самоуправления и в организациях.
Подведем итог
Чтобы проверка прошла наиболее безболезненно для организации, выделим основные моменты, которые помогут быстро сориентироваться в ситуации. Во-первых, выясняем, что проверяют контролеры (это будет понятно из приказа о проверке). Во-вторых, приводим в порядок основные документы, подлежащие проверке. В-третьих, проверяем полномочия должностных лиц - контролеров. И помните, что если вы не согласны с результатом контрольных мероприятий, вы можете их обжаловать в административном или судебном порядке (п. 4 ст. 21 Закона N 294-ФЗ).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Вместе с Порядком проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, проводимых органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"