Учреждению, входящему в систему ФСИН, в 2016 году по исполнительному листу от коммерческой организации поступили на лицевой счет денежные средства в погашение дебиторской задолженности по предоставленным в предыдущих годах услугам. Как в бюджетном учете учреждения отразится поступление денежных средств на погашение дебиторской задолженности прошлых лет?
О. Никулина,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2016 г., с. 13-18.
Законодательство РФ разрешает казенным учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при соблюдении следующих требований:
- возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений;
- ведение указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах.
Доходы, полученные казенным учреждением от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 1 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ).
В пункте 3 ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" установлена обязанность учреждений, исполняющих наказания, привлекать осужденных к труду. В соответствии с п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний*(1) на ФСИН возложены полномочия по привлечению осужденных к труду.
Федеральные казенные учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, в целях обеспечения реализации полномочий ФСИН привлекают осужденных к труду. На практике в результате привлечения осужденных к труду федеральные казенные учреждения реализуют как результаты выполненных работ и оказанных услуг, так и товары (Письмо Минфина РФ от 21.05.2015 N 03-03-06/4/29151).
В силу п. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Последняя обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и (по возможности) специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Доходы, полученные федеральными казенными учреждениями ФСИН, исполняющими наказания в виде лишения свободы, от приносящей доход деятельности в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду (п. 10 ст. 241 БК РФ):
- в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства;
- направляются на финансовое обеспечение осуществления функций названных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Минфином.
Приказом Минфина РФ от 21.07.2010 N 73н утвержден Порядок отражения на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в территориальных органах Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, операций по финансовому обеспечению осуществления функций указанных учреждений, источником которого являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности.
В бюджетном учете казенного учреждения ФСИН порядок отражения операций по перечислению поступлений от приносящей доход деятельности в доход бюджета будет зависеть от следующих условий:
1) наделено ли казенное учреждение полномочиями по администрированию доходов бюджета;
2) на какой счет поступили средства от должника - лицевой счет казенного учреждения или на счет администратора доходов бюджета.
Счета, используемые для отражения в бюджетном учете поступления дебиторской задолженности прошлых лет |
/------------------------------\ /------------------------------------\
| Счет 1 210 02 000 | | Счет 1 303 05 000 |
| "Расчеты с финансовым органом| | "Расчеты по прочим платежам |
| по поступлениям в бюджет" | | в бюджет" |
\------------------------------/ \------------------------------------/
Счет 1 210 02 000 применяется для учета указанной задолженности учреждением, которое является администратором доходов бюджета по поступлению администрируемых им платежей (п. 227 Инструкции N 157н*(2), п. 89 Инструкции N 162н*(3)). Поступления в бюджет учитываются на основании первичных документов, согласно которым отражены операции на лицевом счете администратора, и выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531761).
Счет 1 303 05 000 используется казенным учреждением, за которым не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, в том числе по средствам, поступившим в погашение дебиторской задолженности прошлых лет (п. 260 Инструкции N 157н, п. 103 Инструкции N 162н).
В случае если суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет поступили на лицевые счета казенных учреждений, они подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета не позднее пяти рабочих дней со дня отражения такой суммы на лицевом счете (п. 2.5.6 Порядка N 8н*(4)).
Таким образом, в зависимости от вышеприведенных условий в бюджетном учете казенного учреждения ФСИН перечисление денежных средств в доход федерального бюджета будет отражаться по-разному.
В бюджетном учете учреждения - администратора доходов бюджета необходимо сделать следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Документ-основание |
Начислены доходы от оказания услуг | 1 205 31 560 | 1 401 10 130 | Договор, акт приемки-сдачи оказанных услуг (выполненных работ), бухгалтерская справка |
Поступили доходы в бюджет | 1 210 02 130 | 1 205 31 660 | Выписка из лицевого счета администратора доходов |
В бюджетном учете учреждения, за которым не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, надо сделать следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Документ-основание |
Начислены доходы от оказания услуг | 1 205 31 560 | 1 401 10 130 | Договор, акт приемки-сдачи оказанных услуг (выполненных работ), бухгалтерская справка |
Начислена задолженность по доходам перед бюджетом | 1 304 04 130 | 1 303 05 730 | Извещение |
Поступили доходы на лицевой счет администратора доходов бюджета | 1 303 05 830 | 1 205 31 660 | Извещение |
В случае если денежные средства от оказанных в предыдущих годах услуг поступили на лицевой счет казенного учреждения, в бюджетном учете предлагаем сформировать операции по аналогии с корреспонденциями счетов, указанными в п. 111 Инструкции N 162н:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Документ-основание |
Зачислена дебиторская задолженность прошлых лет на лицевой счет учреждения* | 1 304 05 130 | 1 205 31 660 | Выписка из лицевого счета учреждения |
Начислена задолженность перед бюджетом | 1 304 04 130 | 1 303 05 730 | Бухгалтерская справка |
Перечислены денежные средства в доход бюджета | 1 303 05 730 | 1 304 05 130 | Выписка из лицевого счета учреждения |
* Указанная корреспонденция счетов в Инструкции N 162н отсутствует. Казенному учреждению следует согласовать приведенную корреспонденцию счетов с главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с абз. 5 п. 2 Инструкции N 162н. |
Пример
По исполнительному листу на лицевой счет казенного учреждения ФСИН поступили денежные средства, начисленные от оказания за плату услуг (выполнения работ), - 170 000 руб., которые в 2013 году были отражены в бюджетном учете учреждения на счете 1 205 31 000 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг".
Кроме того, ответчиком возмещена сумма госпошлины, уплаченная учреждением при подаче искового заявления в суд, - 6 100 руб.
Как указанные суммы отразятся в бюджетном учете учреждения ФСИН, если за ним не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет?
В прошлом году расходы казенного учреждения по уплате государственной пошлины отражались по виду расходов 852 "Уплата прочих налогов, сборов" и относились на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ*(5).
В 2016 году доходы от поступления компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений относятся на статью 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.
На дату вступления решения суда в законную силу в учете учреждения суммы подлежащего возмещению ущерба в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (государственная пошлина, судебные издержки), отражаются так (п. 86 Инструкции N 162н):
Дебет счета 1 209 30 560 "Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат"
Кредит счета 1 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг"
В учете учреждения денежные средства за оказанные в 2013 году услуги и сумма возмещения уплаченной государственной пошлины, поступившие на лицевой счет учреждения, отразятся так:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена задолженность ответчика по возмещению государственной пошлины, уплаченной учреждением | 1 209 30 560 | 1 401 10 130 | 6100 |
Начислена задолженность по доходам перед бюджетом в сумме возмещения государственной пошлины | 1 304 04 130 | 1 303 05 730 | 6100 |
Поступили на лицевой счет учреждения суммы возмещения государственной пошлины | 1 304 05 130 | 1 209 30 660 | 6100 |
Зачислена оплата оказанных услуг на лицевой счет учреждения на основании исполнительного листа | 1 304 05 130 | 1 205 31 660 | 170 000 |
Начислена задолженность по доходам в сумме оплаты услуг, поступившей на лицевой счет учреждения, на основании исполнительного листа | 1 304 04 130 | 1 303 05 730 | 170 000 |
Отражены расчеты между казенным учреждением и администратором доходов бюджета по поступлению: | |||
- оплаты оказанных услуг на основании исполнительного листа | 1 303 05 830 | 1 304 05 130 | 170 000 |
- суммы возмещения государственной пошлины | 1 303 05 830 | 1 304 05 130 | 6100 |
1 апреля 2016 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314.
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(4) Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и Порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утв. Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н.
*(5) Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"