Комментарий к письму Минфина России от 2 февраля 2016 г. N 03-04-05/4973
Б.Л. Сваин,
эксперт по налогообложению
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 9, май 2016 г., с. 30-31.
Единственный родитель, на обеспечении которого находится ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет, с 01.01.2016 вправе получать стандартный налоговый вычет на ребенка в двойном размере. Но суммировать его с "детским" вычетом, предоставляемым в зависимости от количества и очередности детей в семье, рискованно.
Стандартный налоговый вычет по НДФЛ на детей установлен подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса РФ. Работодатель - налоговый агент предоставляет этот вычет сотруднику путем уменьшения его доходов на величину вычета в каждом месяце календарного года. Вычет применяют до тех пор, пока доход сотрудника, облагаемый налогом по ставке 13% на основании пункта 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ, не превысит 350 000 руб. нарастающим итогом с начала года.
От чего зависят "детские" вычеты
Существует несколько критериев, определяющих право сотрудников на "детские" вычеты и их размеры.
Критерий 1 - количество и очередность детей в семье (общее основание). По этому основанию размер стандартного вычета в 2016 году для родителя составляет:
- 1400 руб. - на первого ребенка;
- 1400 руб. - на второго ребенка;
- 3000 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка.
Чтобы получить вычет, родитель должен представить своему работодателю заявление и документы, подтверждающие право на вычет:
- копию свидетельства о рождении ребенка (письмо Минфина России от 02.10.2015 N 03-04-05/56445);
- копию паспорта (с отметкой о регистрации брака между родителями) или копию свидетельства о регистрации брака (письмо Минфина России от 03.04.2012 N 03-04-06/8-96).
Критерий 2 - наличие у ребенка инвалидности (специальное основание). По данной причине родитель может получить "детский" вычет в размере 12 000 руб.
Ребенка признают инвалидом по итогам медико-социальной экспертизы (Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95). Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения возраста 18 лет. Поэтому для получения "повышенного" вычета родитель ребенка-инвалида должен подать работодателю справку по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н.
Критерий 3 - наличие или отсутствие у ребенка второго родителя. По мнению Минфина России, человек считается единственным родителем, если он не состоит в браке и представил работодателю хотя бы один из следующих документов:
- свидетельство о смерти другого родителя;
- справку ЗАГСа по форме N 25, в которой указано, что в свидетельстве о рождении запись об отце ребенка сделана со слов матери (письма Минфина России от 02.02.2016 N 03-04-05/4973, от 23.05.2012 N 03-04-05/1-657);
- свидетельство о рождении ребенка, в котором в графе "Отец" стоит прочерк;
- решение суда о признании другого родителя безвестно отсутствующим.
Такому единственному родителю "детский" вычет предоставляется в двойном размере.
Суммировать вычеты опасно?
В комментируемом письме финансовое ведомство допускает удвоение вычета единственному родителю, но запрещает суммирование с вычетом, предоставляемым в зависимости от количества и очередности детей в семье. Представим позицию финансового ведомства на числах.
Пример. Расчет вычета без суммирования
По мнению Минфина России, если в семье только один ребенок и у него есть инвалидность, то единственный родитель получит "детский" вычет в размере 24 000 руб. (12 000 руб. х 2). Увеличить этот вычет еще на 1400 руб. нельзя.
Аналогично, если ребенок-инвалид является младшим из троих детей в семье, то вычет в отношении него не увеличивается на 3000 руб.
Такое мнение Минфин России уже высказывал в текущем году и ранее (письма от 02.02.2016 N 03-04-05/4977, от 18.04.2013 N 03-04-05/13403, от 14.03.2013 N 03-04-05/8-214). Однако оно небесспорно. Недаром в комментируемом письме появилась позитивная для физических лиц и работодателей оговорка. Применительно к вычетам на детей-инвалидов Минфин России напомнил: когда его письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда РФ, налоговые органы руководствуются указанными актами и письмами судов начиная со дня их размещения в полном объеме на официальных сайтах высших судов в сети Интернет либо со дня их официального опубликования (письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571).
Действительно, очередность ребенка в семье и наличие у него инвалидности не являются взаимоисключающими основаниями для "детского" вычета по НДФЛ. Ведь запрета на суммирование в Налоговом кодексе РФ нет. А все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Поэтому в прошлом году Президиум Верховного суда РФ сообщил о возможности предоставлять вычет "суммированно", утвердив Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской федерации (утв. Президиумом ВС РФ 21.10.2015). ФНС России направила этот документ для сведения и использования в работе письмом от 03.11.2015 N СА-4-7/19206@. И теперь "детский" вычет можно считать так.
Пример. Расчет вычета с суммированием
Если у супругов один ребенок, и этот ребенок-инвалид, то величина вычета на него должна составлять 13 400 руб. (1400 руб. + 12 000 руб.). Если же ребенок-инвалид младший из трех детей в семье, то вычет равен 15 000 руб. (3000 руб. + 12 000 руб.).
Есть только одно "но": родитель, выигравший суд по "суммированному" вычету, не был единственным. Поэтому пока что суммировать двойной вычет на ребенка-инвалида с вычетом по общему основанию все-таки рискованно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.