Автономное учреждение продает билеты, плата за которые поступает через терминал (эквайринг). На лицевой счет учреждения денежные средства, оплаченные через терминал, перечисляются за вычетом комиссионного вознаграждения за услуги банка.
Какие операции в данном случае являются некассовыми?
Как следует отразить в бухгалтерском учете автономного учреждения описанную ситуацию?
Какие показатели в рассматриваемой ситуации следует отражать в графе 8 "Некассовые операции" Отчета об исполнении Плана ФХД (форма 0503737)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Наличие показателей в графе 8 "Исполнено плановых назначений некассовыми операциями" Отчета (ф. 0503737) при удержании вознаграждения оператору по переводу денежных средств непосредственно из суммы, указанной в распоряжении клиента, зависит от применяемой учреждением для отражения в бухгалтерском учете описанной в вопросе ситуации схемы корреспонденций счетов. При этом возможность применения определенной учреждением схемы корреспонденций целесообразно согласовать не только с учредителем, но и с финансовым органом публично-правового образования, на базе имущества которого создано автономное учреждение.
Обоснование вывода:
Ведение бухгалтерского учета в автономном учреждении осуществляется с учетом требований Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н (далее - Инструкция N 183н).
К некассовым относятся операции, которые осуществляются без движения денежных средств (как правило, речь идет об одновременном погашении дебиторской и кредиторской задолженности, числящейся в учете учреждения). При этом ни Инструкция N 157н, ни Инструкция N 183н не содержат конкретного перечня некассовых операций.
В соответствии с абзацем четвертым п. 80 Инструкции N 183н операции по приему оплаты услуг (товаров, работ) с использованием расчетных (дебетовых) карт получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в кассе учреждения, отражаются по дебету счета 2 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути" в корреспонденции с кредитом счета 2 205 30 000 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг".
Порядок отражения в бухгалтерском учете расчетов автономного учреждения с оператором по переводу денежных средств при удержании суммы вознаграждения непосредственно из суммы перевода денежных средств положениями Инструкции N 183н не предусмотрен. Отсутствие в Инструкции N 183н корреспонденций для отражения в бухгалтерском учете автономного учреждения операций по удержанию оператором суммы вознаграждения из суммы перевода, на наш взгляд, не случайно и обусловлено положениями п. 10 ст. 8 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", согласно которым вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств.
В то же время положения п. 5 Инструкции N 183н позволяют определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции N 183н, по согласованию с финансовым органом публично-правового образования, на базе имущества которого создано автономное учреждение, и (или) с органом, осуществляющим в отношении автономного учреждения функции и полномочия учредителя. При этом отсутствие противоречий применяемой в настоящее время организациями госсектора методологии бухгалтерского учета является далеко не единственным условием, которое необходимо учесть при определении необходимой корреспонденции - применяемая учреждением корреспонденция также должна обеспечивать корректное формирование бухгалтерской отчетности.
Пример отражения операций по приему платежей с использованием банковских карт в бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений, а также в Отчете об исполнении учреждением Плана ФХД (форма 0503737), рассмотренный специалистами финансового ведомства в письме Минфина России от 01.07.2015 N 02-07-07/38257, предполагает наличие показателей в графе 8 по строкам 700 и 720 раздела "Источники финансирования дефицита средств учреждения" Отчета (форма 0503737).
В то же время согласно абзацам 14, 19 и 26 п. 44 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее - Инструкция N 33н), отражение показателей в графе 8 по строкам 710 и 720 раздела "Источники финансирования дефицита средств учреждения" Отчета (форма 0503737) не допускается*(1).
Отметим, что несмотря на отсутствие в Инструкции N 183н корреспонденций, предусматривающих возможность отражения операций по оплате расходных обязательств с применением счета 0 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути", положения Инструкции N 33н на основании аналитических данных, отраженных на забалансовых счетах 18, открытых к счетам 0 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути", допускают возможность отражения показателей не только в разделе "Источники финансирования дефицита средств учреждения", но и в разделе "Расходы учреждения" Отчета (форма 0503737) (абзац 7 п. 43 Инструкции N 33н).
На наш взгляд, в бухгалтерском учете автономного учреждения операция по удержанию оператором по переводу денежных средств суммы вознаграждения непосредственно из суммы, указанной в распоряжении клиента (плательщика) и подлежащей перечислению на лицевой счет учреждения, может быть отражена до дебету счета 2 302 26 000 "Расчеты по прочим работам, услугам" в корреспонденции с кредитом счета 2 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути".
Таким образом, описанная в вопросе ситуация с учетом требований Инструкции N 183н может быть отражена в бухгалтерском учете автономного учреждения с применением следующей схемы корреспонденций счетов:
1. Дебет 2 205 31 000 Кредит 2 401 10 130
- отражено начисление суммы доходов, полученных от оказания платных услуг;
2. Дебет 2 201 23 000 Кредит 2 205 30 000
Увеличение по забалансовому счету 17, открытому к счету 2 201 23 000 (130 КОСГУ)
- отражен прием оплаты за билеты с использованием расчетных (дебетовых) карт получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в кассе учреждения;
3. Дебет 2 109 90 226 (2 401 20 226) Кредит 2 302 26 000
- отражено вознаграждение оператору по переводу денежных средств;
4. Дебет 2 201 11 000 Кредит 2 201 23 000
Увеличение по забалансовому счету 17, открытому к счету 2 201 11 000 (510 КОСГУ)
Увеличение по забалансовому счету 18, открытому к счету 2 201 23 000 (610 КОСГУ)
- отражено зачисление наличных денежных средств на лицевой счет в органе казначейства (сумма за вычетом удержанного банком вознаграждения);
5. Дебет 2 302 26 000 Кредит 2 201 23 000
Увеличение по забалансовому счету 18, открытому к счету 2 201 23 000 (244 КВР 226 КОСГУ)
- отражено удержание вознаграждения оператору по переводу денежных средств из суммы, указанной в распоряжении клиента и подлежащей перечислению на лицевой счет учреждения.
Применение приведенной схемы корреспонденций счетов для отражения в бухгалтерском учете описанной в вопросе ситуации, не требуя применения отсутствующих в Инструкции N 183н корреспонденций по счету 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами", позволяет обеспечить корректное формирование Отчета (форма 0503737). При этом суммы вознаграждения, удержанные оператором по переводу денежных средств непосредственно из суммы, указанной в распоряжении клиента (плательщика), на основании аналитических данных по забалансовому счету 18 (244 КВР), открытому к счету 2 201 23 000, могут быть отражены в соответствующей строке графы 6 раздела "Расходы учреждения" Отчета (форма 0503737).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Отчет (ф. 0503737). Некассовые операции;
- Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Пример формирования ф. 0503737. Некассовые операции в рамках одного вида финобеспечения по расходным и доходным кодам КОСГУ;
- Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Пример формирования ф. 0503737. Некассовые операции в рамках одного вида финобеспечения по расходным кодам КОСГУ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
19 апреля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно Проекту контрольных соотношений к показателям бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, представляемой в Федеральное казначейство главными распорядителями средств федерального бюджета, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственными внебюджетными фондами, размещенному на официальном сайте Федерального казначейства (www.roskazna.ru) 01.04.2016 (смотрите раздел Документы/Учет и отчетность), отражение в графе 8 по строкам 700, 710 и 720 раздела 3 Отчета (ф. 0503737) показателей, отличных от нуля, требует пояснений. При этом перечень оснований для отражения показателей, отличных от нуля, в графе 8 по строкам 700, 710 и 720 раздела 3 Отчета (ф. 0503737), в настоящее время специалистами финансового ведомства не доведен.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.