Имеет ли право пациент вести запись приема и рекомендаций на диктофон (в связи с плохой памятью), предупредив заранее врача о записи (весь разговор касается только здоровья пациента, но врач против записи)?
Взаимоотношения врача и пациента в настоящее время регулируются положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
Отметим, что указанный закон содержит понятие "врачебная тайна". Так, согласно ч. 1 ст. 13 Закона N 323-ФЗ сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных ч. 3, ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ, не допускается (ч. 2 ст. 13 Закона N 323-ФЗ).
Таким образом, сведения, полученные от врача во время приема пациента, составляют врачебную тайну.
Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, допускается только с письменного согласия гражданина или его законного представителя (ч. 3 ст. 13 Закона N 323-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В настоящее время Закон N 323-ФЗ не содержит в себе запрета ни врачу, ни пациенту каким-либо образом фиксировать проводимый прием.
Однако, по нашему мнению, поскольку сведения, полученные во время приема, составляют врачебную тайну, аудиозапись приема врачом должна осуществляться только с письменного согласия пациента.
Одновременно с этим полагаем, что согласия врача на аудиозапись врачебного приема пациент испрашивать не должен, тем не менее считаем целесообразным поставить его в известность о предполагаемой записи.
Обращаем Ваше внимание на то, что изложенное является нашей экспертной точкой зрения и может не совпадать с точкой зрения иных специалистов.
К сведению:
В соответствии со ст. 77 ГПК РФ аудиозаписи могут являться доказательствами в суде. При этом суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оценивая доказательства, суд в том числе должен оценить их относимость, допустимость и достоверность (ч. 1, ч. 3 ст. 67 ГПК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
20 апреля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.