Государственное унитарное предприятие Московской области в соответствии с Законом Московской области от 10.10.2008 N 140/2008-ОЗ перечисляет в бюджет Московской области 50% прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Кроме того, согласно уставу государственного унитарного предприятия резервный фонд предприятия формируется путем обязательных ежегодных отчислений в размере 10% от доли чистой прибыли.
Каков порядок отражения таких начислений в бухгалтерском учете?
На основании какого документа (и какой датой) должны быть отражены данные начисления в бухгалтерском учете, учитывая, что решение об утверждении годовой отчетности принимает собственник?
Возможно ли отражение начислений в бюджет Московской области и резервный фонд предприятия на основании приказа руководителя предприятия, или необходимо согласование с собственником? Если да, то в какой форме?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Только после утверждения бухгалтерской отчетности собственником и после расчетов с ним в соответствии со ст. 17 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие вправе часть прибыли, оставшуюся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, направить на формирование резервного фонда, создание которого предусмотрено его уставом.
Для перечисления части чистой прибыли в бюджет Московской области и для направления прибыли в резервный фонд дополнительного распоряжения собственника имущества не требуется. Основанием для указанных направлений расходования чистой прибыли являются, соответственно, Закон N 161-ФЗ, Закон N 140/2008-ОЗ и устав предприятия.
Оформлять приказ руководителя также не требуется.
Основанием для отражения фактов хозяйственной жизни по распределению прибыли в бухгалтерском учете будут являться бухгалтерские справки-расчеты, содержащие отсылки к соответствующему пункту устава ГУП (в части сумм, направленных на формирование резервного фонда), к нормам ст. 17 Закона N 161-ФЗ и Закона N 140/2008-ОЗ (в отношении сумм прибыли, перечисляемой в бюджет Московской области).
Обоснование позиции:
Правовое положение государственных унитарных предприятий (далее - ГУП) регламентируется параграфом 4 ГК РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 2 Закона N 161-ФЗ определено, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ).
Как мы поняли из вопроса, собственником имущества ГУП является субъект Российской Федерации - Московская область.
На основании абз. 2 п. 1 ст. 2 Закона N 161-ФЗ от имени субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Как видно из приведенных норм законодательства, ГУП обладают специальной правоспособностью: имущество ГУП принадлежит ему на особом ограниченном вещном праве, это имущество ГУП является собственностью субъекта РФ.
Отметим, что имуществом являются, в частности, денежные средства (п. 2 ст. 130 ГК РФ).
При этом источником денежных средств предприятия, в частности, может являться нераспределенная прибыль.
Таким образом, ГУП не могут распоряжаться денежными средствами (в том числе созданными за счёт средств нераспределенной прибыли), как и иным имуществом, без согласия собственника, т.е. свободно.
Вместе с тем п. 3 ст. 9 Закона N 161-ФЗ устанавливает, что устав унитарного предприятия должен содержать перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия.
В рассматриваемой ситуации уставом ГУП установлено, что на формирование резервного фонда предприятие ежегодно отчисляет 10% чистой прибыли.
Отметим, что собственник имущества унитарного предприятия (субъект Российской Федерации) в отношении указанного предприятия, в частности:
- утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции (пп. 4 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ);
- утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия (пп. 9 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ);
- осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества (пп. 11 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ);
- утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение (пп. 12 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ).
На основании п. 1 ст. 17 Закона N 161-ФЗ собственник имущества государственного предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
В силу п. 2 ст. 17 Закона N 161-ФЗ государственное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации или уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Часть прибыли государственных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, относится к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной собственности (абз. 7 ст. 42 БК РФ).
Статьей 2 Закона Московской области от 10.10.2008 N 140/2008-ОЗ "О порядке перечисления в бюджет Московской области части прибыли государственных унитарных предприятий Московской области" (принят постановлением Московской областной Думы от 02.10.2008 N 4/54-П, далее - Закон N 140/2008-ОЗ) установлено, что в бюджет Московской области зачисляется 50% прибыли государственных унитарных предприятий Московской области.
Согласно ст. 3 Закона N 140/2008-ОЗ часть прибыли исчисляется предприятиями ежеквартально и подлежит перечислению в бюджет Московской области за I квартал, полугодие и девять месяцев отчетного года не позднее 35 календарных дней со дня, следующего за днем окончания соответствующего отчетного периода, а по расчету за год - не позднее 11 апреля года, следующего за отчетным годом.
Унитарные предприятия чистую прибыль (прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей) определяют по данным бухгалтерского учета (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 17.02.2011 N 03-11-16/05).
Поскольку бухгалтерская отчетность и отчеты унитарного предприятия утверждаются собственником имущества унитарного предприятия, то только после утверждения бухгалтерской отчетности собственником и после расчетов с ним в соответствии со ст. 17 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие вправе часть прибыли, оставшуюся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, направить на формирование резервного фонда, создание которого предусмотрено его уставом (в этой связи смотрите также постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.07.2009 N Ф03-3166/2009).
При этом, по нашему мнению, для направления прибыли в резервный фонд дополнительного распоряжения собственника имущества не требуется, тем более что уставом предприятия установлен размер отчислений в фонд.
Также дополнительного распоряжения собственника, на наш взгляд, не требуется и для перечисления части чистой прибыли в бюджет Московской области, так как эти перечисления осуществляются на основании ст. 17 Закона N 161-ФЗ и Закона N 140/2008-ОЗ, которым, в свою очередь, установлен порядок исчисления и сроки перечисления указанных сумм.
Оформлять приказ руководителя также не требуется.
По нашему мнению, основанием для отражения фактов хозяйственной жизни по распределению прибыли в бухгалтерском учете будут являться бухгалтерские справки-расчеты, содержащие отсылки к соответствующему пункту устава ГУП (в части сумм, направленных на формирование резервного фонда), к нормам ст. 17 Закона N 161-ФЗ и Закона N 140/2008-ОЗ (в отношении сумм прибыли, перечисляемой в бюджет Московской области). Также бухгалтерские справки должны содержать обязательные реквизиты первичного документа, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В соответствии с п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н), нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) - это конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) ведется на одноименном счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Аналитический учет по счету 84 должен обеспечивать наличие информации о направлениях использования средств. То есть ГУП имеет право открыть к этому счету необходимые ему субсчета.
Изменение величины нераспределенной прибыли отражается по дебету счета 84 и возможно, например, в следующих случаях:
- при начислении дивидендов участникам общества;
- при формировании резервного капитала организации;
- при исправлении существенных ошибок.
Распределение прибыли (в том числе на формирование резервного фонда и на выплату дивидендов) по результатам года относится к категории событий после отчетной даты, свидетельствующих о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность (п. 3, п. 5, п. 10 ПБУ 7/98 "События после отчетной даты"). Такое событие раскрывается в пояснительной записке, но бухгалтерские записи в прошедшем году не делаются.
Согласно Инструкции направление части прибыли отчетного года на выплату доходов учредителям (участникам) организации по итогам утверждения годовой бухгалтерской отчетности отражается по дебету счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и кредиту счетов 75 "Расчеты с учредителями" и 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", если получателем дохода является работник организации. Аналогичная запись делается при выплате промежуточных доходов. Обычно эти записи делаются при начислении дивидендов участникам ООО или акционерам АО.
По нашему мнению, такими же записями следует отражать операции по начислению дохода собственнику согласно ст. 17 Закона N 161-ФЗ и Закону N 140/2008-ОЗ (как по итогам года, так и по итогам отчетных периодов).
Таким образом, предприятию необходимо сделать следующие проводки:
- отражено использование нераспределенной прибыли на уплату в бюджет Московской области;
- часть прибыли уплачена в бюджет Московской области в сроки, установленные ст. 3 Закона N 140/2008-ОЗ.
В бухгалтерском учете для обобщения информации о состоянии и движении резервного фонда используется счет 82 "Резервный капитал".
Отчисления в резервный фонд из прибыли отражаются следующими записями:
- чистая прибыль направлена на формирование резервного фонда.
При этом в пояснительной записке к отчетности за предыдущий год (в данном случае - за 2015 год) предприятие, согласно п. 10, п. 11 ПБУ 7/98, раскрывает информацию о формировании резервного фонда, а именно:
- указывает на уменьшение суммы нераспределенной прибыли и увеличение размера резервного фонда со ссылкой на устав ГУП;
- приводит размер сформированного резервного фонда;
- оценивает последствия данного события (исполнена ли обязанность по формированию резервного фонда).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав
26 апреля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.