Физическому лицу Департаментом имущественных отношений субъекта РФ выдана доверенность на представление интересов при совершении регистрационных действий с имуществом, закрепленным за техникумом на праве оперативного управления.
Достаточно ли такой доверенности, учитывая, что все действия будут совершаться от имени Департамента, и необходимо ли уплачивать госпошлину?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для подтверждения полномочий на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок при личном обращении в Росреестр представителю департамента имущественных отношений субъекта РФ достаточно предоставить доверенность, составленную на бланке данного департамента и заверенную печатью и подписью руководителя департамента. Государственная пошлина в таком случае уплачиваться не будет.
Обоснование вывода:
1. В случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", далее - Закон N 122-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 185.1 ГК РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По общему правилу, установленному абзацем пятым п. 4 ст. 16 Закона N 122-ФЗ, при личном обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, представитель юридического лица, кроме документов, предусмотренных данным абзацем, обязан представить документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица, если иное не установлено федеральным законом. Однако, как установлено этим же абзацем, если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственной регистрации прав не требуется. Напомним, что указанное исключение распространяется только на случай личного обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (п. 3.5 письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.07.2010 N 14-5650-ГЕ).
Особо отметим, что установленное абзацем пятым п. 4 ст. 16 Закона N 122-ФЗ исключение касается лишь оформления доверенностей, подтверждающих полномочия представителя на обращение в регистрирующий орган, а не на распоряжение правами на недвижимое имущество. Доверенность на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 N 02АП-5603/15).
Таким образом, при личном обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, представителю департамента имущественных отношений субъекта РФ в целях подтверждения полномочий на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, достаточно предоставить доверенность, составленную на бланке данного департамента и заверенную печатью и подписью руководителя департамента (смотрите, например, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 N 18АП-7582/14, письмо Минэкономразвития России от 25.10.2011 N Д23-4468 "О форме доверенности, подтверждающей полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления").
2. Согласно ст. 11 Закона N 122-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 2 ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, которые обращаются за совершением юридически значимых действий, к числу которых относится и государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
В силу пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ федеральные органы государственной власти при их обращении за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, в том числе за совершением государственной регистрации прав на недвижимость, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Следовательно, в рассматриваемом случае при обращении представителя департамента имущественных отношений субъекта РФ за совершением государственной регистрации прав на недвижимость государственная пошлина уплачиваться не будет (смотрите, например, письмо Минфина России от 22.01.2015 N 03-05-04-03/69568 об освобождении от уплаты государственной пошлины Фонда, выступающего от своего имени или от имени РФ на основании доверенности, за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав РФ в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, разъяснения Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю от 10.02.2010 "Некоторые вопросы уплаты государственной пошлины за регистрацию прав и сделок с жилыми помещениями").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
4 мая 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.