Субъект малого предпринимательства инициировал процедуру приватизации арендуемого им недвижимого имущества, но не подписал проект договора купли-продажи в тридцатидневный срок.
Можно ли каким-либо образом восстановить преимущественное право на выкуп этого помещения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если арендатор - субъект малого предпринимательства не подписал в тридцатидневный срок договор купли-продажи, не обратился в суд с требованиями об оспаривании его условий, то он утратил преимущественное право выкупа арендованного им имущества.
Обоснование вывода:
В силу ст. 3 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства*(1), и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства, соответствующие приведенным в указанной норме права условиям, при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества*(2) по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Для реализации преимущественного права выкупа арендованного имущества заинтересованный субъект вправе самостоятельно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о намерении на возмездных началах приобрести арендуемое им имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности.
Частью 3 ст. 9 Закона N 159-ФЗ предусмотрен порядок реализации преимущественного права на выкуп арендуемого объекта недвижимости субъектами малого и среднего предпринимательства. Так, при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
- обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, в двухмесячный срок с даты получения заявления;
- принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
- направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Если субъект малого или среднего предпринимательства согласен с условиями приватизации, то договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения им проекта этого договора*(3) (ч. 4 ст. 4 Закона N 159-ФЗ).
Пунктом 2 ч. 9 ст. 4 Закона N 159-ФЗ установлено, что субъект предпринимательства утрачивает преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, если по истечении тридцати дней с момента получения арендатором предложения и проекта договора купли-продажи этот договор не был подписан субъектом предпринимательства либо не была оспорена в судебном порядке установленная рыночная стоимость объекта оценки.
В соответствии с п. 1 ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда. Поэтому в случае спора течение тридцатидневного срока приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда, на что прямо указано в ч. 4.1 ст. 4 Закона N 159-ФЗ. Суды исходят из того, что направление публичному собственнику протокола разногласий к договору купли-продажи арендуемого имущества либо договора купли-продажи в измененной редакции (новой оферты) не может рассматриваться как отказ от подписания договора арендатором. В частности, Верховный Суд РФ пришел к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций, отклоняя доводы ответчика об утрате истцом преимущественного права на приобретение арендованного им имущества на основании п. 2 ч. 9 ст. 4 Закона N 159-ФЗ, обоснованно указали, что истец не отказывался от подписания договора, а получив его проект, направил ответчику проект договора, изложив пункт договора в иной редакции, что в данном случае правомерно было расценено судами в качестве протокола разногласий относительно выкупной цены в связи с наличием сомнений в достоверности указанной в проекте договора рыночной оценки имущества (смотрите определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 2 октября 2015 г. N 305-ЭС15-8151).
Таким образом, если арендатор не подписал в тридцатидневный срок договор купли-продажи, не обратился в суд с требованиями об оспаривании его условий, то есть в установленные законом сроки и порядке не реализовал материальное право на преимущественное приобретение в собственность арендуемого имущества либо на его судебную защиту в случае несогласия с условиями реализации, то он утратил преимущественное право выкупа арендованного имущества. Возможность возобновления преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, после того как такое право было утрачено, закон не предусматривает (смотрите, к примеру, решение Арбитражного суда Алтайского края от 30 декабря 2015 г. по делу N А03-22127/2014, решение Арбитражного суда Самарской области от 19 ноября 2015 г. по делу N А55-20627/2015, решение Арбитражного суда Тверской области от 9 июля 2015 г. по делу N А66-752/2015).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
27 апреля 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.
*(2) Преимущественное право не предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, указанным в ч. 3 ст. 14 Закона N 209-ФЗ (являющимся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами; являющимся участниками соглашений о разделе продукции; осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; являющимся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации), и субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых) (ч. 1 ст. 3 Закона N 159-ФЗ).
*(3) Аналогичный порядок предусмотрен и для ситуаций, когда предложение о реализации преимущественного права выкупа арендованного имущества исходит от публичного собственника (лица, уполномоченного им). В этом случае субъекту малого и среднего предпринимательства направляются предложение о приватизации арендуемого имущества и проект договора купли-продажи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.