Спецоценка: порядок проведения
Т.В. Шадрина,
эксперт журнала "Отдел кадров
государственного (муниципального) учреждения"
Журнал "Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 5, май 2016 г., с. 50-60.
Уже два года действует Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), который отменил ранее проводимую процедуру аттестации рабочих мест. Однако как раньше работодатели не особо жаловали эту процедуру, так и сейчас без особого энтузиазма воспринимают спецоценку и стараются отсрочить ее проведение как можно дольше. Между тем с 01.01.2015 были ужесточены меры ответственности за нарушение требований охраны труда. В частности, за нарушение порядка проведения спецоценки работодателям грозит штраф в размере до 80 000 руб. В каких случаях спецоценка не обязательна? Каков порядок ее проведения? Может ли работодатель своими силами провести спецоценку? Прочитайте статью и получите ответы на эти вопросы.
Общие положения о спецоценке
На основании ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ спецоценкой условий труда считается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Результаты проведения такой оценки условий труда могут использоваться работодателем для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, а также для:
- установления работникам гарантий и компенсаций;
- установления дополнительного тарифа страховых взносов в ПФ РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- иных целей.
Примечание. По результатам спецоценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Кроме того, в силу ст. 57 ТК РФ условия труда на рабочем месте являются обязательным условием трудового договора. Поэтому тем работодателям, кто не провел еще спецоценку и не имеет результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, Роструд в Письме от 20.11.2015 N 2628-6-1 рекомендовал сделать это как можно скорее, чтобы установить фактические условия труда работников и при необходимости предоставить полагающиеся гарантии и компенсации.
Отметим, что в некоторых случаях спецоценка может не проводиться (см. схему).
/-----------------------\ /----------------------------------------\
| |---|Надомников |
| | \----------------------------------------/
| Специальная оценка не |
|проводится в отношении | /----------------------------------------\
| |---|Дистанционных работников |
| | \----------------------------------------/
| |
| | /----------------------------------------\
| |---|Работников, занятых у физических лиц |
\-----------------------/ \----------------------------------------/
Проведение спецоценки в отношении условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих должно регулироваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской и муниципальной службе. Однако в настоящее время таковые отсутствуют. В связи с этим нередки судебные споры.
Например, Московский областной суд рассматривал дело, в котором администрация района оспаривала предписание ГИТ: ей вменялось в обязанность проведение спецоценки. Инспекция считала, что в отсутствие специальных актов спецоценка должна быть проведена по общим правилам. Но суд признал предписание незаконным, указав: ч. 4 ст. 3 Закона N 426-ФЗ прямо предусмотрена необходимость оценки государственных гражданских служащих в соответствии с нормативно-правовыми актами, содержащими специальные нормы, учитывающие особенности труда данной категории работников, в связи с чем проведение оценки условий труда на основании общих норм является необоснованным (Апелляционное определение от 15.04.2015 по делу N 33-8631/2015). К аналогичному выводу пришел и Приморский краевой суд в Определении от 02.07.2014 по делу N 33-5613, отказывая в иске прокурору, который просил обязать ОСП ФССП провести спецоценку условий труда работников.
Обратите внимание! Обязанности по организации и финансированию специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Отметим, что не только для государственных и муниципальных служащих установлены особенности проведения спецоценки. Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 N 290 был определен перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых также требовалось установить особенности. Перечень содержит 12 наименований. Пока еще не для всех перечисленных в нем мест утверждены особенности, назовем некоторые из принятых нормативных актов в данной области. Это приказы Минтруда:
- от 01.06.2015 N 335н (для рабочих мест работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта);
- от 18.05.2015 N 301н (для рабочих мест членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов);
- от 24.04.2015 N 250н (для отдельных категорий медицинских работников);
- от 18.02.2015 N 96н (для рабочих мест водолазов, а также сотрудников, непосредственно осуществляющих кессонные работы).
Порядок проведения спецоценки
Пункт 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ содержит правило, согласно которому спецоценка проводится совместно работодателем и организацией, специализирующейся на этом и привлекаемой на основании гражданско-правового договора, в соответствии с методикой, утвержденной Приказом N 33н*(1).
Процедуру спецоценки вы можете видеть на схеме ниже.
/-----------------------\
|Подготовка к спецоценке|
1. Формирование комиссии по проведению спецоценки. 2. Составление перечня рабочих мест, подлежащих оценке. 3. Утверждение графика спецоценки. 4. Заключение договора со специализированной организацией |
/-----------------------\
| Проведение спецоценки |
1. Идентификация вредных и опасных факторов. 2. Замеры, исследования фактических значений факторов. 3. Квалификация условий труда. 4. Оформление отчета |
/-----------------------\
| Результаты спецоценки |
1. Утверждение отчета. 2. Ознакомление работников с результатами спецоценки, корректировка трудовых договоров (при необходимости). 3. Направление результатов спецоценки в ФСС. 4. Определение мер по улучшению условий труда |
В каждом конкретном случае этапов может больше или меньше, ведь законодательство не устанавливает их количество и количество рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда в ходе каждого этапа. На это обращал внимание Минтруд в Письме от 08.12.2014 N 15-1/В-1829.
Рассмотрим подробнее названные этапы.
Подготовка к спецоценке
Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодатель образует комиссию, число членов которой должно быть нечетным. Комиссию возглавляет сам работодатель или его представитель.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона N 426-ФЗ в состав комиссии включаются представители:
- работодателя, в том числе специалист по охране труда;
- выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
Если проводится спецоценка рабочих мест творческих работников, профессии и должности которых включены в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252, в комиссию могут включаться представители творческого союза.
(Приведем пример приказа о создании комиссии на стр. 55.)
Муниципальное унитарное предприятие "Никольские теплосети"
(МУП "Никольские теплосети")
Приказ N 42
о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда
на рабочих местах
14 апреля 2016 г. | г. Никольск |
В соответствии с ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ и ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и в целях организации работы по проведению специальной оценки условий труда
приказываю:
1. Создать комиссию по проведению специальной оценки условий труда в следующем составе.
Председатель комиссии - директор И.И. Паров.
Члены комиссии:
главный бухгалтер А.А. Водянова;
специалист по кадрам О.О. Горячева.
2. Комиссии в срок до 29.04.2016:
- разработать и утвердить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка;
- утвердить график проведения специальной оценки условий труда.
3. Комиссии обеспечить предоставление необходимых материалов, доступ специалистов испытательной лаборатории к рабочим местам для проведения необходимых исследований, а также осуществлять руководство и контроль проведения работы на всех ее этапах.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Директор | Паров | И.И. Паров |
С приказом ознакомлены:
Главный бухгалтер | Водянова, 14.04.2016 | А.А. Водянова |
Специалист по кадрам | Горячева, 14.04.2016 | О.О. Горячева |
Определяя перечень рабочих мест, подлежащих оценке, не забудьте о сотрудниках, которые работают в офисах и преимущественно на компьютерах. Раньше такие рабочие места можно было не аттестовывать и работодатели по привычке забывают о них. Это ошибка.
Пару слов скажем об аналогичных рабочих местах - это места, которые расположены в одном или нескольких однотипных помещениях, оборудованных одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения, на которых сотрудники работают по одной и той же профессии (должности, специальности), осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты. Для таких рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20% общего числа мест (п. 1 ст. 16 Закона N 426-ФЗ).
Примечание. Если в организации нет надомников и дистанционных работников, все рабочие места подлежат спецоценке.
Если в организации есть работники, которые часто находятся в разъездах или которые меняют место работы в зависимости от объекта, такие рабочие места тоже нужно включить в перечень для спецоценки.
Следующим важным шагом будет определение сроков спецоценки. Согласно ст. 8 Закона N 426-ФЗ она проводится не реже чем один раз в пять лет. А в силу ч. 6 ст. 27 данного закона спецоценка может проводиться поэтапно до 31.12.2018. Однако это положение касается лишь рабочих мест сотрудников, должности которых не включены в специальные списки (для досрочного назначения пенсии) и компенсации за работу с вредными факторами которым не предоставляются.
Обратите внимание! Ранее аттестованные рабочие места подлежат оценке не позднее пяти лет с даты последней аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, требующих внеплановой специальной оценки условий труда (ст. 17 Закона N 426-ФЗ). Ранее не аттестованные места и включенные в специальные списки (например, для досрочного назначения пенсии) должны быть оценены в кратчайшие сроки.
Затем составляется график проведения спецоценки, в котором закрепляются мероприятия по оценке условий труда и сроки, в которые они должны быть проведены.
Ну и последнее в подготовке - это привлечение специализированной организации.
Здесь важно учитывать, что такая организация должна отвечать требованиям, определенным ст. 19 Закона N 426-ФЗ:
- основной вид деятельности (или один из них) организации - проведение спецоценки условий труда;
- наличие в штате не менее пяти экспертов, имеющих сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- наличие структурного подразделения - аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
Отметим, что к специалистам организации, проводящей спецоценку, также предъявляются определенные требования:
- высшее образование:
- дополнительное профессиональное образование в объеме не менее 72 часов в области спецоценки;
- практический опыт работ по спецоценке не менее трех лет.
С организацией заключается гражданско-правовой договор с учетом положений законодательства о закупках.
Проведение спецоценки
Согласно п. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ работодатель обязан предоставить организации, проводящей спецоценку, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены заключенным с ней договором и характеризуют условия труда на рабочих местах. Это различная технологическая и техническая документация, проекты строительства, сертификаты соответствия на оборудование и материалы, используемые работниками.
После получения необходимых документов и разъяснений специализированная организация проводит идентификацию вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты идентификации утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).
К сведению. Идентификация - сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором, утвержденным Приказом N 33н.
Выявление вредных (опасных) производственных факторов может проводиться путем обследования рабочих мест методом осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми сотрудниками в режиме штатной работы, а также путем опроса сотрудников и (или) их непосредственных руководителей.
Если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении их исследований (испытаний) и измерений с помощью специальных приборов. Если же такие факторы не обнаружены, то измерения не проводятся. В этом случае работодатель включает сведения о данном рабочем месте в декларацию соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда.
Напомним, что исследованиям, измерениям подлежат физические факторы (шум, вибрация, магнитное поле, влажность воздуха и пр.), химические (вещества и смеси в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников), биологические (микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры), а также факторы трудового процесса (тяжесть и напряженность).
По результатам измерений экспертная организация устанавливает класс условий труда на рабочем месте в зависимости от степени отклонения фактических значений вредных (опасных) факторов от нормативов (п. 8 ст. 12 Закона N 426-ФЗ).
К сведению. Условия труда по степени вредности или опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные (1-й класс), допустимые (2-й класс), вредные (3-й класс) и опасные (4-й класс) условия труда. Вредные, в свою очередь, подразделяются по степени вредности от 3.1 до 3.4.
Согласно ст. 15 Закона N 426-ФЗ результаты спецоценки оформляются в виде отчета, форма которого приведена в приложении 3 к Приказу N 33н. Сведения, подлежащие включению в такой отчет, названы в ст. 15 Закона N 426-ФЗ и среди них:
- перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, с указанием вредных и опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных местах;
- карты спецоценки, содержащие сведения об установленном экспертом классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
- протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
- заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Результаты спецоценки
После составления отчета комиссия по проведению спецоценки рассматривает отчет. В случае согласия с результатами отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Если кто-то из членов комиссии не согласен с результатами спецоценки, он может изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.
Отметим, что разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда и жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей такую оценку, рассматриваются государственной инспекцией труда.
Теперь необходимо в письменной форме ознакомить работника с результатами спецоценки на его рабочем месте. Сделать это надо в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).
Примечание. Порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения спецоценки установлен Приказом Минтруда РФ от 22.09.2014 N 652н.
Поскольку неознакомление работников с результатами может привести к их привлечению к административной ответственности, а как это сделать, в Законе N 426-ФЗ не поясняется, рекомендуем составить лист ознакомления, в котором работник и поставит свою подпись, подтверждая, что ознакомлен с результатами.
К сведению. Если у вашего учреждения имеется свой сайт в Интернете, информацию о результатах спецоценки в части установления классов (подклассов) условий труда и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников в течение 30 дней с момента подписания отчета необходимо разместить на сайте (п. 6 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).
О результатах спецоценки работодатель обязан сообщить не только работникам, но и в ФСС (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). Делается это при подаче отчетности по форме 4-ФСС.
Отметим, что до 01.01.2016 сведения о спецоценке необходимо было передавать и в Роструд. Однако теперь эта обязанность лежит на организации, проводившей спецоценку (ст. 18 Закона N 426-ФЗ): в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета она должна передать информацию в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.
И конечно, не забудьте начать применять результаты спецоценки незамедлительно после утверждения отчета. Минтруд в Письме от 01.01.2014 N 17-3/10/В-1579 указывал, что результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета и, соответственно, с этой даты применяются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР. Соответственно с этого дня необходимо начать предоставлять гарантии и компенсации (если выяснится, что условия труда на каких-то рабочих местах вредные или опасные). А это потребует внесения изменений в трудовой договор, поскольку ст. 57 ТК РФ обязывает работодателя включать в него гарантии и компенсации, характеристику условий труда на рабочем месте. Такие изменения вносятся путем заключения дополнительного соглашения с работником. Напомним, что лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по результатам специальной оценки условий труда устанавливаются следующие гарантии и компенсации:
- сокращенная продолжительность рабочего времени (абз. 5 ч. 1, ч. 2, 3 ст. 92 ТК РФ);
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 ТК РФ);
- повышенный размер оплаты труда (ч. 1 ст. 146, ст. 147 ТК РФ).
О предстоящих изменениях работники должны быть предупреждены не менее чем за два месяца до их введения (ч. 2 ст. 74 ТК РФ).
Как быть с гарантиями и компенсациями за труд во вредных или опасных условиях, если после аттестации рабочих мест по условиям труда уже прошло шесть лет, а спецоценка еще не проведена? Полагаем, что работодатель обязан сохранить гарантии и компенсации, выплачиваемые и предоставляемые работникам по итогам аттестации, поскольку отменять их нет оснований. Как только в результате спецоценки будет установлено, что условия труда являются оптимальными или допустимыми, можно будет думать об отмене.
* * *
Итак, спецоценку обязаны обеспечить все организации. Те, кто провел аттестацию до вступления в силу Закона N 426-ФЗ, должны помнить: ее результаты действительны в течение пяти лет. Если аттестации не было, необходимо провести спецоценку как можно скорее. Осуществлять ее можно поэтапно до 2018 года. Спецоценка проводится силами работодателя при участии специализированной аккредитованной организации: самостоятельно реализовать эту процедуру не получится.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минтруда РФ от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"