Казенному учреждению от учредителя в оперативное управление было передано недвижимое имущество, которое поставлено на балансовый учет на основании данных первичных документов. В актах приема-передачи содержались сведения о балансовой стоимости объектов и начисленной по ним амортизации.
Данные площади до момента передачи учреждению были переданы учредителем по договорам аренды и безвозмездного пользования другим организациям, учреждение в данных договорах после закрепления за ним права оперативного управления дополнительными соглашениями заменило сторону в договорах на себя. В договорах аренды и безвозмездного пользования, переданных учреждению от учредителя, в актах приема-передачи отсутствует балансовая стоимость передаваемого имущества. Передачу недвижимого имущества по договорам аренды и безвозмездного пользования учреждение отразило на забалансовых счетах в условной оценке "один объект - один рубль" (данное правило прописано в учетной политике учреждения), что нашло свое отражение в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к форме 0503130.
При проверке учреждения контрольным органом указано, что учреждение нарушило п. 33 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, и должно было отразить в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, а, соответственно, и на забалансовых счетах 25 и 26 передаваемое недвижимое имущество по балансовой стоимости, несмотря на её отсутствие в акте приема передачи, и привлечь главного бухгалтера к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ.
Как следовало отразить в рассматриваемой ситуации на забалансовом учете учреждения объекты основных средств, переданные по договорам аренды и безвозмездного пользования?
Правомерно ли привлечение главного бухгалтера к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Объекты основных средств, переданные по договорам аренды и безвозмездного пользования, в рассматриваемой ситуации следовало отразить в забалансовом учете по балансовой стоимости (стоимости, по который указанные объекты были приняты к балансовому учету).
Отражение на забалансовом учете указанных объектов по стоимости, отличной от данных балансового учета, обосновано может быть расценено проверяющими органами как искажение данных учета и, как следствие, данных отчетности учреждения. На практике в подобных ситуациях должностных лиц привлекают как по ст. 15.11 КоАП РФ, так и по ст. 15.15.6 КоАП РФ.
По мнению судебных инстанций, рассматриваемое нарушение, совершенное субъектом, представляющим бюджетную отчетность, должно квалифицироваться по ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Обоснование вывода:
1. В соответствии с п. 29 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), передача объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, а также между субъектами учета и иными, созданными на базе государственного (муниципального) имущества, государственными (муниципальными) организациями, в связи с прекращением имущественных прав (в том числе права оперативного управления), осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей, в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.
Согласно п.п. 33, 381, 383 Инструкции N 157н операции по передаче материальных объектов нефинансовых активов в безвозмездное или возмездное пользование должны отражаться путем:
- внутреннего перемещения объектов нефинансовых активов на соответствующих счетах учета нефинансовых активов;
- отражения на забалансовом счете переданного объекта по его балансовой стоимости.
Иной порядок отражения в забалансовом учете стоимости переданных в аренду или безвозмездное пользование нефинансовых активов обосновано может быть расценен проверяющим органом в качестве искажения данных учета и, как следствие, данных отчетности учреждения.
Обратите внимание: в соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и п. 6 Инструкции N 157н субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, Инструкцией N 157н, формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий. При этом представляется, что положения учетной политики учреждения не могут противоречить нормам перечисленных нормативных актов.
В рассматриваемой ситуации в учреждении имелись сведения о балансовой стоимости объектов и о сумме начисленной по ним амортизации, подтвержденные Актами приема-передачи. Соответственно, можно говорить о том, что учреждение обладало всей необходимой информацией для соблюдения требований п.п. 33, 381, 383 Инструкции N 157н при отражении в забалансовом учете объектов основных средств, переданных по договорам аренды и безвозмездного пользования.
Отсутствие в договорах аренды и безвозмездного пользования, а также в актах передачи между учредителем и организациями информации о балансовой стоимости передаваемого имущества не может служить основанием для его отражения в забалансовом учете по стоимости, отличной от данных балансового учета.
2. Статья 15.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно п. 1 Примечания к ст. 15.11 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%.
Анализ имеющейся судебной практики позволяет сделать вывод о том, что проверяющие органы при выявлении нарушений в части учета и отчетности казенных учреждений квалифицируют их в качестве административных нарушений по ст. 15.11 КоАП РФ (решение Центрального районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 18.06.2015 по делу N 12-228/2015, постановление Челябинского областного суда от 16.09.2015 (на постановление мирового судьи судебного участка N 10 Калининского района г. Челябинска от 21.04.2015 и решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 03.07.2015), решение Псковского городского суда Псковской области от 09.12.2015 по делу N 12-484/2015, решение Центрального районного суда г. Красноярска Красноярского края от 30.07.2014 (Извлечение)).
В качестве нарушения, повлекшего административное наказание, предусмотренное ст. 15.11 КоАП РФ, контролирующими органами может квалифицироваться искажение данных отчетности, в том числе искажение данных одной строки "Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах" Баланса формы 0503130 (решение Псковского городского суда Псковской области от 09.12.2015 по делу N 12-484/2015).
Вместе с тем ошибки, допущенные в учете участников бюджетного процесса, могут повлечь за собой искажение бюджетной отчетности и, как следствие, привлечение к административной ответственности за совершение состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 "Нарушение порядка представления бюджетной отчетности" КоАП.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных правоотношений.
Объективная сторона указанного правонарушения характеризуется, в том числе, предоставлением заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для этих целей.
Для привлечения к административной ответственности за совершение состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, достаточно установить в действиях лица единственный элемент объективной стороны состава административного правонарушения: противоправное деяние, которое заключается в предоставлении заведомо недостоверной бюджетной отчетности.
Исходя из содержания ст. 15.15.6 КоАП РФ, ответственность по ней предусмотрена в отношении специального субъекта, представляющего бюджетную отчетность, тогда как ст. 15.11 КоАП РФ является общей нормой к ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Указанное позволяет сделать вывод о том, что применительно к порядку представления бюджетной отчетности состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 15.15.6 КоАП РФ, является специальным по отношению к составу административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ.
Поэтому, по мнению судебных инстанций, противоправное виновное действие, совершенное специальным субъектом, представляющим бюджетную отчетность, выразившееся в нарушении требований бухгалтерского (бюджетного) учета и повлекшее за собой предоставление недостоверной бюджетной отчетности, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ, а влечет административную ответственность, установленную ст. 15.15.6 КоАП РФ (решение Псковского городского суда Псковской области от 9 декабря 2015 г. по делу N 12-484/2015, решение Альметьевского городского суда (Республика Татарстан) от 06.08.2014 по делу N 12-429/2014 по ссылке: http://sudact.ru/regular/doc/IyNlsBeyRjgl/).
Обратите внимание: поскольку санкцией ст. 15.15.6 КоАП РФ установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией ст. 15.11 КоАП РФ, переквалификация судом действий виновного лица невозможна, так как повлечет ухудшение его положения, что недопустимо (решение Псковского городского суда Псковской области от 09.12.2015 по делу N 12-484/2015).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
23 мая 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.