УК получила уведомление о выборе новой УК и необходимости передачи ей технической документации на МКД, в том числе бухгалтерской. Какие бухгалтерские документы включаются в состав документов, подлежащих передаче при смене УК?
Н.Н. Максимова,
эксперт журнала
"Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2016 г., с. 12-15.
Законом не установлена обязанность управляющего МКД передавать какую-либо бухгалтерскую информацию при передаче дома новому управляющему. Особый случай - данные учета фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, при условии, что прежний управляющий был его владельцем, а новый управляющий назначен его новым владельцем. Их следует передать.
Обоснование. Состав технической документации на МКД, подлежащей передаче при смене способа управления домом, назван в нескольких подзаконных нормативных актах. Так, в п. 24 Правил содержания общего имущества приведен следующий перечень:
документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
документы на установленные ОПУ и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информация об оснащении помещений в доме ИПУ в том числе информация о каждом установленном счетчике (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), датах последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД;
акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в МКД, конструктивных частей дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности МКД к отопительному периоду;
инструкция по эксплуатации МКД.
В пункте 26 Правил содержания общего имущества перечислены иные документы, связанные с управлением МКД, которые также передаются новому управляющему:
копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
выписка из реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством РФ формы градостроительного плана земельного участка);
документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящихся к части земельного участка (при наличии сервитута);
проектная документация (копия проектной документации) на МКД, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) дома (при наличии);
списки собственников и нанимателей помещений в МКД, а также лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников), составленные с учетом требований законодательства РФ о защите персональных данных;
договоры об использовании общего имущества собственников помещений в доме;
оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в МКД;
иные связанные с управлением домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Дополнительно в п. 25 Правил осуществления деятельности по управлению МКД названы сведения и документы, необходимые для расчета платы за коммунальные услуги, которые подлежат передаче лицу, принявшему на себя обязательства по управлению МКД в случае, когда действие лицензии прежней УК было прекращено либо ее лицензия была аннулирована, либо в случае, когда сведения о доме были исключены из реестра лицензий субъекта РФ:
журнал учета показаний ОПУ, информация о показаниях ОПУ, ИПУ за последние три года;
журнал учета показаний ИПУ, если управляющий уполномочен снимать такие показания самостоятельно;
акты об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении;
информация об окончании срока проживания временно проживающих в помещении потребителей на основании заявления собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими в нем потребителями.
Как видим, никакая бухгалтерская документация не входит в названные перечни. У прежней УК по закону нет обязанности передавать новой компании:
данные о состоянии расчетов с собственниками помещений за жилое помещение и коммунальные услуги (по умолчанию после прекращения договора управления все расчеты завершаются между сторонами договора);
сведения об остатке неизрасходованных средств на текущий ремонт общего имущества (эта информация раскрывается в отчете об исполнении договора управления).
Вместе с тем закон не запрещает урегулировать правоотношения между прежним и новым управляющими путем заключения договора.
Особый случай - когда управляющий МКД выступает в качестве владельца специального счета, на котором формируется фонд капитального ремонта общего имущества в МКД. В соответствии с ч. 12 ст. 175 ЖК РФ прежний владелец в течение трех дней с даты принятия решения о выборе владельца специального счета обязан передать, а владелец счета - принять документы, связанные с открытием и ведением специального счета, в том числе:
договоры с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет;
документы, представляемые в органы ГЖН;
иные документы, связанные с осуществлением деятельности владельцем специального счета;
договоры займа и (или) кредитные договоры, по которым погашение соответствующих займов и (или) кредитов осуществляется за счет средств, поступающих на специальный счет (при их наличии).
Владелец специального счета, ведущий учет фонда капитального ремонта, не вправе удерживать информацию о состоянии расчетов каждого собственника помещения в МКД по платежам в фонд (сведения содержатся в иных документах, связанных с осуществлением деятельности владельцем специального счета). Эта информация необходима для исполнения обязанностей владельца специального счета новым управляющим.
1 июля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"