В связи с наличием у государственного бюджетного учреждения дебиторской задолженности поставщика по оплате штрафных санкций, связанных с просрочкой исполнения контракта на поставку материальных запасов и кредиторской задолженностью по исполненным поставкам, срок оплаты по которым наступил, поставщик заявил о применении зачета.
Как отразить в бухгалтерском учете учреждения уменьшение расчетов с поставщиком зачетом встречного требования по погашению штрафных санкций?
Т.П. Кочнова,
к.э.н., заместитель директора департамента
бухгалтерского учета Минобрнауки РФ
Журнал "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 3, май-июнь 2016 г., с. 16-19.
Частью 5 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ*(1) предусмотрено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, определенных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Статьей 410 ГК РФ установлено, что обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. В случаях, предусмотренных законом, допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил.
Таким образом, обязательство учреждения по оплате поставки на основании ст. 410 ГК РФ может быть полностью или частично прекращено зачетом встречного требования об оплате штрафа.
Примечание. Неустойку должник (поставщик) обязан уплатить кредитору (учреждению) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае несвоевременной поставки товара (п. 1 ст. 329, п. 1 ст. 330 ГК РФ).
В соответствии с разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ*(2) расчеты по оплате штрафных санкций относятся на статью 140 "Суммы принудительного изъятия" КОСГУ, на которой отражаются в том числе:
- поступления в результате применения мер гражданско-правовой ответственности, включая штрафы, пени и неустойки за нарушение законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- суммы задатков и залогов в обеспечение заявок на участие в конкурсе (аукционе), а также в обеспечение исполнения контрактов (договоров) в соответствии с законодательством РФ и т.п. На основании п. 109 Инструкции N 174н*(3) суммы задолженности дебиторов по начисленным бюджетным учреждением штрафным санкциям отражаются по дебету счета 0 209 40 560 "Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия" и кредиту счета 2 401 10 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия".
Примечание. Для проведения зачета в целях применения ст. 410 ГК РФ достаточно заявления одной стороны.
Согласно п. 110 Инструкции N 174н уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю договора (контракта) суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов), отражается:
- в части обязательств по договору (контракту), принятых за счет приносящей доход деятельности, - по кредиту счета 2 209 40 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия" и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 2 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам";
- в части обязательств по договору (контракту), принятых за счет иных источников финансового обеспечения, - по кредиту счета 2 209 40 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия" и дебету счета 2 304 06 830 "Уменьшение расчетов с прочими кредиторами".
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения будут сформированы следующие записи.
Вариант 1. Если оплата поставки материальных запасов осуществляется за счет средств от приносящей доход деятельности:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Начисление кредиторской задолженности перед поставщиком за поставку материальных запасов | 2 106 34 340 | 2 302 34 730 |
Начисление штрафных санкций в отношении поставщика | 2 209 40 560 | 2 401 10 140 |
Прекращение встречных требований зачетом обязательств | 2 302 34 830 | 2 209 40 660 |
Погашение задолженности перед поставщиком в сумме денежных средств, не покрытых зачетом встречных обязательств, перечисленных с лицевого счета учреждения | 2 302 34 830 | 2 201 11 610 18 (статья 340 КОСГУ) |
Вариант 2. Если оплата поставки материальных запасов осуществляется из иного источника, например, за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, то прекращение встречных требований зачетом обязательств в сумме неустойки может быть отражено в учете бюджетного учреждения:
- по дебету счета 4 302 34 830 и кредиту счета 4 304 06 730;
- по дебету счета 2 304 06 830 и кредиту счета 2 209 40 660.
В бухгалтерском учете учреждения будут сформированы следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Начисление кредиторской задолженности перед поставщиком за поставку материальных запасов | 4 106 34 340 | 4 302 34 730 |
Начисление штрафных санкций в отношении поставщика | 2 209 40 560 | 2 401 10 140 |
Перевод расчетов по обязательствам перед поставщиком в сумме начисленных на него штрафных санкций и прекращение встречных требований зачетом | 4 302 34 830 2 304 06 830 | 4 304 06 730 2 209 40 660 |
Погашение задолженности перед поставщиком в сумме денежных средств, не покрытых зачетом встречных обязательств, перечисленных с лицевого счета учреждения | 4 302 34 830 | 4 201 11 610 18 (статья 340 КОСГУ) |
1 мая 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(2) Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"