Есть ли нормативно-правовые акты, устанавливающие неукоснительные требования к содержанию (тексту, его разделам и т.п.) программы обучения по охране труда? Такие документы как Приказ Минтруда России от 21.06.2003 N 153, Примерная программа обучения по охране труда работников организаций, утвержденная Минтрудом России 17.05.2004, Примерные учебные планы обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденные Минтрудом РФ 17.05.2004 носят рекомендательный характер? Они не регистрировались в Минюсте РФ?
1. Нет, в настоящее время не существует нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к содержанию программ обучения по охране труда. Такие программы разрабатываются Министерством труда и социального развития Российской Федерации, обучающими организациями, а также непосредственно самими организациями, обучающими своих работников.
2. Да, перечисленные Вами нормативные правовые акты носят рекомендательный характер.
3. Приказ Минтруда России от 21.06.2003 N 153 "Об утверждении примерных программ обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных", "Примерная программа обучения по охране труда работников организаций" (утв. Минтрудом России 17.05.2004), а также "Примерные учебные планы обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (утв. Минтрудом РФ 17.05.2004) регистрацию в Минюсте не проходили.
За дополнительными разъяснениями по Вашим вопросам рекомендуем Вам обратиться в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Правовое обоснование:
Согласно п. 2.3.1 "Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (утв. Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29) руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
В соответствии с п. 2.3.2 вышеуказанного Порядка обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Согласно п. 2.3.4 вышеуказанного Порядка министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения по охране труда, включающие изучение межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.
Обучающие организации на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда разрабатывают и утверждают рабочие учебные планы и программы обучения по охране труда по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Обучение по охране труда руководителей и специалистов в организации проводится по программам обучения по охране труда, разрабатываемым на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
В соответствии с п. 5.16 вышеуказанного Положения Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", июнь 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.