Если в бюджетном учреждении имеются медикаменты с истекающим сроком хранения, можно ли передать их другому учреждению, которому они требуются? Если да, то на основании каких документов? Какими бухгалтерскими записями оформляется данная операция?
А. Бирюков,
к.э.н., профессор Финансового университета при Правительстве РФ,
советник Управления внутреннего контроля (аудита)
и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2016 г., с. 8-10.
В соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника (учредителя) не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, и недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Аналогичные положения содержатся в п. 10 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ*(1) с уточнением случаев, предусмотренных законом, когда направления распоряжения имуществом необходимо согласовывать с учредителем. К таким случаям отнесены крупные сделки и сделки, в которых присутствует заинтересованность лиц.
Таким образом, согласие собственника на распоряжение имуществом не требуется:
- если оно является особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности;
- если оно является иным движимым имуществом.
Поскольку из вопроса не совсем ясно, за счет какого источника приобретены лекарственные препараты, которые собираются передать, необходимо учитывать следующее.
Учреждения здравоохранения оказывают медицинскую помощь как в рамках территориальной программы ОМС, так и за счет средств граждан на платной основе. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 326-ФЗ*(2) медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медпомощь, в соответствии с программами ОМС. Поэтому в случае, если лекарственные препараты были приобретены ранее за счет средств ОМС, вопрос о передаче их другому медицинскому учреждению нужно согласовать с ТФОМС.
Бюджетное учреждение здравоохранения готовит и представляет в ТФОМС либо учредителю (если лекарственные препараты отнесены к особо ценному движимому имуществу):
- письмо, в котором просит разрешить передачу лекарственных препаратов бюджетному учреждению (с указанием наименования учреждения, количества, стоимости передаваемых препаратов и обоснованием причин передачи);
- договор безвозмездной передачи лекарственных препаратов;
- акт приема-передачи лекарственных препаратов.
Далее отметим, что лекарственные препараты вне зависимости от их стоимости относятся к объектам материальных запасов. Это следует из п. 39 Инструкции N 157н*(3), в котором указано, что к основным средствам не относятся предметы, служащие менее 12 месяцев, независимо от их стоимости. Лекарственные препараты, в том числе дорогостоящие, служат менее 12 месяцев.
Разрешение ТФОМС или учредителя на передачу лекарственных препаратов оформляется распоряжением. На основании данного распоряжения, договора о безвозмездной передаче и акта приема-передачи совершается операция по передаче препаратов. Принимающая сторона получает такой же комплект документов, который будет являться для нее основанием для совершения операции по приему имущества.
В бухгалтерском учете передача лекарственных препаратов будет отражена следующим образом (корреспонденция счетов приведена на основании Инструкции N 174н*(4)):
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Передача лекарственных препаратов бюджетному учреждению здравоохранения | 4 401 20 241 2 401 20 241 7 401 20 241 | 4 105 21 440 4 105 31 440 2 105 31 440 7 105 31 440 |
Относительно налогообложения операций по передаче имущества заметим следующее. В силу пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям для осуществления основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, передача лекарственных препаратов не подлежит обложению налогом на прибыль при наличии надлежащим образом оформленного распорядительного документа, изданного в установленном порядке соответствующим органом исполнительной власти.
1 июня 2016 г.
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(2) Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
*(3) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(4) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"