Организация применяет УСН, то есть не является плательщиком НДС. Однако контрагенты выставляют ей счета на оплату с выделенной суммой налога.
Следует ли при оплате товаров, работ или услуг указывать в платежном поручении информацию о сумме НДС, предъявленного продавцом?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Применяющий УСН покупатель, производящий оплату за товары (работы или услуги), в цену которых включен НДС, предъявленный им продавцом этих товаров (работ, услуг), в поле платежного поручения "Назначение платежа" платежного поручения сумму НДС должен выделять отдельной строкой.
Обоснование вывода:
Плательщиками НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели, в частности, реализующие на территории РФ товары (работы, услуги) (п. 1 ст. 143 НК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 168 НК РФ плательщиками НДС при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязаны предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС.
Таким образом, на организации и ИП, реализующие на территории РФ какие-либо товары (работы, услуги), возлагается обязанность, помимо самой цены товара, предъявлять покупателям к оплате суммы НДС. Причем данная обязанность не ставится в зависимость от системы налогообложения, применяемой покупателем.
Исключение сделано для тех продавцов (исполнителей), которые освобождаются от обязанности исчисления НДС, например:
- применяющие специальные режимы налогообложения (в частности, упрощенную систему налогообложения - п. 1 и п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
- получившие освобождение в соответствии со ст. 145 НК РФ;
- осуществляющие операции, не облагаемые НДС на основании ст. 149 НК РФ.
В ситуации, когда поставщик (подрядчик, исполнитель) является налогоплательщиком НДС, обязанным предъявлять сумму данного налога к уплате своему контрагенту, НДС по существу является составной частью цены договора наряду с ценой товара.
Поэтому если поставщик не подпадает под указанные выше исключения, то в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, он обязан соответствующую сумму налога выделять отдельной строкой (п. 4 ст. 168 НК РФ).
Пунктом 4 ст. 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). Это касается и цены договора. Исполнение гражданско-правового договора (то есть поставка товара, предоставление вещи в пользование, выполнение работы, оказание услуги и т.д.) должно быть оплачено по цене, которая установлена соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ).
Изменение договора по общему правилу возможно только по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ). Однако выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) налоговых обязанностей не может являться предметом соглашения между участниками гражданских правоотношений и не подлежит контролю со стороны покупателя (заказчика).
В связи с этим покупатель обязан произвести оплату за приобретенный им товар (работы или услуги) в полной сумме, в том числе и предъявленный НДС (смотрите дополнительно письмо Минфина России от 05.09.2014 N 03-11-11/44793).
Порядок заполнения полей платежного поручения регулируется Положением Банка России от 19.06.2012 N 383-П (далее - Положение N 383-П). Пунктом 24 Приложения 1 к Положению N 383-П определено, что в поле "Назначение платежа" платежного поручения указываются назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов, а также может указываться другая необходимая информация, в том числе в соответствии с законодательством, включая НДС.
Соответственно, покупатель, производящий оплату за товары (работы или услуги), в цену которых включен НДС, предъявленный им продавцом этих товаров (работ, услуг), в поле "Назначение платежа" платежного поручения сумму НДС должен выделять отдельной строкой. При этом применяемый покупателем режим налогообложения (УСН, ОСН, ЕНВД и т.д.) на эту обязанность никак не влияет (смотрите дополнительно письмо Минфина России от 31.05.2007 N 03-07-11/147 - можно ознакомиться в Интернете).
Покупателям, применяющим УСН, следует также учитывать, что в силу пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, суммы "входного" НДС, уплаченные при приобретении материалов, не включают в их стоимость, а учитывают как отдельный вид расходов. Причем налогоплательщики, применяющие УСН, расходы (так же, как и доходы) признают только после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
При этом по общему правилу все расходы, указанные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ (в том числе и сумму "входящего" НДС), принимаются при условии их соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, одним из которых является документальная подтвержденность (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Документами, подтверждающими расходы в виде сумм "входящего" НДС, помимо счетов-фактур и иных первичных документов, выставленных поставщиком, являются также и платежные поручения. Более того, именно платежные поручения подтверждают факт оплаты НДС, а данный факт, как было сказано, играет ключевую роль при признании расходов в целях применения УСН (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Соответственно, невыделение суммы НДС в назначении платежа в платежном поручении на оплату поставщику может повлечь за собой претензии в части признания сумм НДС в составе расходов. Косвенно такой вывод подтверждается письмом УФНС России по г. Москве от 19.07.2011 N 16-15/071052@.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена
30 мая 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.