Бюджетное учреждение планирует приобрести автомобиль с использованием конкурентных процедур определения поставщика. Закупку планируется осуществить за счет двух источников - субсидии на госзадание и субсидии на иные цели. В настоящее время у учреждения нет достаточного объема прав на принятие обязательств.
Вправе ли учреждение до принятия учредителем решения об увеличении размера субсидии на иные цели и утверждения изменений в План финансово-хозяйственной деятельности начать процедуру закупки?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Принятие бюджетным учреждением обязательств без достаточного объема прав на их принятие не в полной мере соответствует положениям действующего законодательства РФ. Однако в настоящее время ответственность за включение в план-график или план закупок информации о закупке без достаточного объема прав на принятие обязательств (до утверждения Плана ФХД или соответствующих изменений данного плана) законодательством РФ не установлена.
Принимая решение об осуществлении закупки в рассматриваемой ситуации, учреждению следует учесть риски возникновения негативных последствий в случае невозможности выполнения заключенного контракта.
Обоснование вывода:
1. Утвержденный в установленном порядке План финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД) является правовым основанием для получения и расходования бюджетным учреждением денежных средств любого из возможных источников финансового обеспечения деятельности (пп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; Требования, утвержденные приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н, далее - Требования N 81н).
Согласно п.п. 9, 10 Требований N 81н плановые показатели по поступлениям формируются в разрезе видов финансового обеспечения деятельности. Основанием для отражения показателей по поступлениям субсидии на иные цели является информация, полученная от учредителя.
Положения п. 11.1 Требований N 81н, которыми установлено требование о детализации в плане закупок, формируемом в соответствии с ч. 8 ст. 17 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), общей суммы расходов бюджетного учреждения на закупки товаров, работ, услуг, отраженной в Плане ФХД, применяются при формировании Планов ФХД начиная с Планов на 2017 год.
Контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в план закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика (пп. "а" п. 2 ч. 1 Закона N 44-ФЗ), а также информации, включенной в планы-графики закупок, информации, содержащейся в планах закупок (пп. "б" п. 2 ч. 1 Закона N 44-ФЗ), будет осуществляться начиная с 1 января 2017 года. В случае отрицательного результата проверки информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, на соответствие показателям Плана ФХД информация в единой информационной системе не будет размещаться до устранения несоответствия и прохождения повторного контроля (постановление Правительства РФ от 12.12.2015 N 1367).
В настоящее время административная ответственность за включение в план-график или план закупок информации о закупке без достаточного объема прав на принятие обязательств (до утверждения Плана ФХД или соответствующих изменений данного плана) положениями КоАП РФ не предусмотрена.
2. Особенности ответственности бюджетного учреждения по своим обязательствам определяются положениями п. 3 ст. 123.21, п. 5 ст. 123.22 ГК РФ. Пункт 5 ст. 123.22 ГК РФ предусматривает, что собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность в единственном случае - по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при условии недостаточности у него имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Погашение обязательств перед поставщиком в рамках заключенного договора является обязанностью бюджетного учреждения независимо от решения учредителя об увеличении размера субсидии на иные цели, средства которой являются одним из источников исполнения обязательств в рассматриваемой ситуации.
Расторжение контракта, заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ, допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Недостаточность средств, предоставляемых из бюджета публично-правового образования, не может являться основанием для освобождения бюджетного учреждения от исполнения гражданско-правового обязательства (смотрите, например, Решение Арбитражного суда Орловской области от 23.05.2016 по делу N А48-1542/2016). Рассматривая споры о взыскании с бюджетных учреждений штрафных санкций за ненадлежащее исполнение контракта, судебные инстанции указывают, что отсутствие субсидий не может служить основанием для освобождения заказчика от ответственности в порядке п. 1 ст. 401 ГК РФ (смотрите, в частности, постановление Пятнадцатого ААС от 01.06.2016 по делу N А32-1892/2016*(1), решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.09.2015 по делу N А12-34413/2015).
Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Соответственно, при отсутствии достаточного для приобретения автомобиля объема средств (в случае, если соглашение на предоставление субсидии не будет заключено до истечения срока отмены процедуры определения поставщика) учреждение может воспользоваться возможностью отмены указанной процедуры с соблюдением установленных в этих целях ст. 36 Закона N 44-ФЗ сроков (смотрите письмо Минфина России и Министерства экономического развития РФ от 06.10.2015 NN 02-04-04/56937, 28329-ЕЕ/Д28и).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
10 июня 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) С текстом постановления Пятнадцатого ААС от 01.06.2016 по делу N А32-1892/2016 можно ознакомиться на сайте: http://ras.arbitr.ru/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.