Механизм правового регулирования труда: структура и система
К.С. Раманкулов,
кандидат юридических наук, доцент,
заведующий кафедрой трудового права
юридического института Кыргызского национального
университета им. Ж. Баласагына (Бишкек, Кыргызстан)
Журнал "Российский юридический журнал", N 5, сентябрь-октябрь 2015 г., с. 162-169.
Системный подход при рассмотрении категории хозяйственного механизма предполагает построение знаний о нем как об упорядоченном множестве взаимосвязанных элементов, составляющих некоторое целостное образование*(1). Всякая система имеет внутреннюю организацию (структуру), которая может пониматься и как строение (состав) объекта, и как закон связи, устойчивые отношения между элементами, и как результат взаимодействия между элементами*(2). С этой точки зрения, как отмечает Ю.М. Осипов, "хозяйственный механизм в целом - общественная система соединившихся субъектов и их механизмов"*(3). Поэтому хозяйственный механизм, опосредующий рынок (экономику), представляет собой некую метасистему, а механизм регулирования общественного труда (несамостоятельного труда) является ее функциональным составным элементом, ориентированным на опосредование части этой метасистемы - рынка труда.
Отмечая совпадение предметов хозяйственного механизма и механизма регулирования труда, П. Игнатовский пишет: "...Труд не просто технологический рабочий процесс, это экономика, сфера отношений людей... А если учесть и овеществленный труд, то выходит, что труд - это действительно вся экономика, все производство". Далее он подчеркивает: "И потому управление производством, экономикой должно быть в первую очередь управлением трудом"*(4). Следовательно, в механизме регулирования труда кроме собственно рынка труда выделяется еще один обязательный элемент - механизм управления несамостоятельным трудом.
Характеризуя систему организации общественного труда, Ю.М. Осипов заявляет: "Труд целостен дважды: как труд общества, или как общественный труд, и как труд части (частицы) общества, или частный труд"*(5). Таким образом, отмечается системообразующее свойство труда, для которого характерно единство двух составляющих - рыночной и организационной, потому что труд в обществе разделен не только по специализации (рыночная составляющая), но и по организации труда (субъективная составляющая). По мнению Ю.М. Осипова, происходит обособление не вида труда, а цикла труда, его организации и системы*(6). Поэтому рассматриваемый механизм может быть представлен как "система организации систем". Однако такая характеристика механизма будет вполне реальной, если взять за основу еще одну систему - "систему облеченных в правовую форму средств"*(7) регулирования труда.
Р. Халфина справедливо утверждает, что необходима "единая, внутренне согласованная, цельная - охватывающая весь круг рыночных отношений - система правового регулирования"*(8). Так как право - необходимый элемент механизма регулирования наемного (несамостоятельного) труда и им изначально фиксируется статика этого механизма, в общем виде его следует определить как структурно организованное целое, включающее рынок труда и его субъекты, механизм управления трудом и систему правовых средств регулирования отношений наемного (несамостоятельного) труда. Однако указанный элементный состав, отражающий статику механизма, не охватывает некоторые другие его элементы.
Поскольку механизм регулирования наемного (несамостоятельного) труда опосредует рынок труда и механизм управления трудом, в совокупности образующих сложную социальную структуру, в качестве элемента механизма следует рассматривать систему отношений*(9), выступающую предметом регулирования механизма. Констатируемый таким образом момент взаимообусловленного существования отличных друг от друга видов производственной деятельности называется общественным производственным отношением, т.е. отношением между субъектами трудового процесса, исполнителями производственных функций.
В условиях, когда каждый человек не может удовлетворить свои потребности без использования труда других людей, когда общество "заставляет" его работать на других, а других - на него, общественные отношения формируются на основе и в связи с человеческой жизнедеятельностью как ее общественная форма*(10). Общественные отношения следует определить как систему производственных зависимостей между людьми, в основании которой лежит уровень развития производства и обусловленного им разделения труда. В конечном счете производственные отношения суть отношения между исполнителями производственных функций, отношения внутри профессии, между профессиями, внутри социальных групп и коллективов. В совокупности эти производственные связи, порожденные достигнутым в данный исторический момент уровнем развития средств производства и разделения труда, и составляют то, что именуется социально-трудовыми отношениями.
Очевидно, что система взаимосвязей, складывающихся в сфере наемного (несамостоятельного) труда, будучи объектом воздействия норм механизма правового регулирования труда, может быть обозначена как система правовых отношений. Следовательно, в динамике право, реализуясь как система правоотношений, является связующим звеном между всеми другими элементами механизма, поскольку рынок труда и механизм управления трудом пронизывает именно правовая структура (система правовых отношений).
Логично предположить, что взаимодействие людей в сфере социально-трудовых отношений должно подчиняться определенным правилам, регулирующим поведение субъектов. В данном случае трудовая деятельность выступает как оптимизированное адаптационное средство, ведущее к удовлетворению материальных и духовных потребностей субъектов и, как следствие, к их объединению. А значит, трудовая деятельность отдельных лиц, коллективов, социальных групп невозможна без мотивации, т.е. экономических интересов, формой проявления которых служат стимулы*(11). Это следующий элемент механизма правового регулирования труда.
В современных условиях обеспечение прямой связи между степенью удовлетворения интересов каждого участника производственного процесса и результатами его труда на любом уровне хозяйствования нужно рассматривать как внутреннее свойство рыночной экономики*(12). Б. Шаванс верно отмечает, что "правила устанавливают санкции и вознаграждения или структуру стимулов к социально-экономической деятельности индивидуальных и коллективных субъектов"*(13). "Материальные стимулы, - писал Б.К. Бегичев, - главное средство привлечения людей к труду, побудительный мотив их трудовой деятельности"*(14). Следовательно, механизм правовых стимулов и ограничений должен преломляться через внутренний мир человека, учитывать особенности личности и в конечном счете превратиться в оформленную целостность правовых средств и психологических элементов саморегуляции*(15). С рассматриваемых позиций информационно-психологический механизм действия права обеспечивает связь юридического механизма с социальным эффектом, на который он ориентирован.
Таким образом, составные части (элементы) механизма регулирования общественного труда - это рынок труда и его субъекты, а также механизм управления трудом, которые в совокупности как сложная социальная структура предопределяют наличие систем (элементов) - правовых средств и стимулов.
Часть, рассматриваемая не в качестве самодовлеющей единицы, а как "представительница" совокупности элементов или целого, несет в себе гораздо больше информации. Свойства системы оказываются более информативными и индивидуальными. В то же время один и тот же элемент в другой системе будет иметь и качественно отличные индивидуальные свойства*(16). Поэтому понятия "механизм" и "система" тесно взаимосвязаны. Система задает уровень механизма, так как ее элементы выступают элементами механизма. Их отличие в том, что посредством понятия "система" фиксируется определенная упорядоченная статика явления*(17). Система здесь подчинена целому (механизму) и отвечает не за все, а за некоторые свойства целого (механизма)*(18). Механизм предполагает динамику системных элементов. Следовательно, в механизме правового регулирования труда могут быть выделены более конкретные механизмы (системы).
Объективный механизм как система механизма правового регулирования труда характеризует потребность в регулировании экономических процессов, объективно свойственных производству. "Объективный (материальный) характер организации труда (управления производством) означает, в частности, что в онтологическом плане организационные отношения означают ту же организацию труда"*(19). Механизм правового регулирования труда опосредует рынок труда, а также конкретные экономические формы, функционирование и взаимодействие которых образует особую систему производственных отношений способа производства, иными словами, отношений хозяйствования. Поэтому при раскрытии сущности механизма правового регулирования труда посредством объективного механизма характеризуются конкретные формы общественной организации труда и производства, в качестве которых выступают общественное разделение труда, специализация, кооперация труда, общественное распределение продукта.
Разделение и кооперация труда - объективные системообразующие факторы в правовом механизме регулирования труда, которые проявляются в формировании сфер и видов занятости, отраслей, профессий и специальностей. Разделение и кооперация труда определяют роль каждого работника в процессе труда, его функции, обязанности, а также требования к качеству труда и рабочей силы. От степени разделения и кооперации труда зависят степень сложности элементного состава и многообразие взаимосвязей в системе механизма правового регулирования труда.
В современных условиях в силу преобразования экономического типа и системы общественного производства меняется и тип регулирующего механизма рынка труда. "Современная экономика - это своего рода экономика систем, а не индивидуумов"*(20). Обоснованно считается, что объективный механизм с позиции механизма использования экономических законов представляет собой взаимосвязанную совокупность как средств реализации методов государственного регулирования процесса функционирования экономики, так и средств ее самореализации*(21). Поэтому регулирование рынка труда и управление несамостоятельным трудом - это механизмы, которые находятся во взаимосвязи и взаимоорганизации.
Трансформация социально-трудовых отношений в современной экономике, изменения в сознании людей, в том числе в правосознании, обусловливают корректировку интересов субъектов сферы труда, закрепление на уровне позитивного права стандартов и методов в области применения несамостоятельного труда. Роль последних (методов) состоит в основном в косвенном, индикативном воздействии на процессы привлечения, распределения и перераспределения трудовых ресурсов, а управление несамостоятельным трудом приобретает черты децентрализованного регулирования социально-трудовых отношений, целенаправленного предоставления правовых гарантий безработным*(22). Таким образом, институциональное усложнение системы регулирования (правовых и неправовых средств), объективируемое механизмом правового регулирования труда, обеспечивается складывающимися материальными условиями производства, многомерностью и структуризацией рынка труда, особенностями трансформационных процессов в сфере труда и занятости.
Объективный механизм в системе механизма правового регулирования труда обеспечивает постоянную ее связь с внешней средой - обществом, ее главную цель - регулирование социально-трудовых отношений и рынка труда для поддержания социального мира на основе оптимального применения наемного труда и нормального функционирования производства.
Субъективный механизм. В отличие от объективного механизма как системы действия экономических законов, детерминирующей место и роль государства (позитивного права) и основных социальных структур в механизме правового регулирования труда, субъективный механизм гарантирует функционирование всего механизма посредством персонификации норм объективного права в субъективных правах и обязанностях субъектов сферы труда, тем самым обеспечивая реализацию этих норм в правоотношениях. Поэтому не случайно в ст. 1 ТК КР говорится о том, что трудовое законодательство направлено на создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, а также интересов государства. Роль государства на рынке труда заключается прежде всего в проведении в жизнь социальной политики, защите социально-политических прав граждан.
Приоритет при установлении отношений эквивалентного обмена на рынке труда принадлежит двум его основным субъектам - работодателю и работнику, которые имеют изначально противоположные интересы. "Они активны на рынке, - отмечает С.А. Дятлов, - и обладают свободой выбора, совокупная общественная необходимость как проявление естественного порядка проявляется в форме их субъективных потребностей, интересов и целей"*(23). Именно этот "естественный порядок" предполагает наличие устойчивых структур отношений (сетей), которые в экономической науке расцениваются как совокупность информационных, ресурсных, правовых и других связей социальных субъектов. Так, некоторые авторы пишут: "Структура отношений, в которую вовлечены экономические агенты, не только определяет каналы их возможного взаимодействия, но и формирует стимулы к тому или иному типу поведения, т.е. ограничивает его неформально"*(24). В результате субъект "вынужден действовать однозначно" и "становится атрибутом функции"*(25). Следовательно, структура отношений, отражающая социальное взаиморасположение субъектов, осуществляет регулирующее воздействие на них, формирует их поведение.
В юридической литературе о структуре отношений предпочитают говорить как о фактических отношениях, опосредуемых правом. По мнению В.М. Лебедева,"нормы трудового права зарождаются до закрепления в нормативно-правовых актах и проявляются в виде закономерностей формирования, развития и отмирания определенной системы общественных отношений, составляющих предмет трудового права"*(26). Эти системы общественных отношений, как нам представляется, выкристаллизовываются через общественные интересы субъектов сферы труда. Р.З. Лившиц верно отмечает, что "...новые интересы пробивают себе дорогу чаще всего через фактически складывающиеся общественные интересы и лишь затем закрепляются в правовых нормах"*(27). А.Е. Пашерстник подчеркивал, что нормы трудового права регулируют лишь фактические общественные отношения, связанные с трудом на производстве*(28), устанавливая юридические права и обязанности сторон. Указанное расхождение между идеальной моделью, выраженной в нормах трудового права, и воплощением ее в жизнь имеет огромное практическое значение. Оно объясняется тем, что правовые формы не могут полностью охватить экономические отношения; они должны быть областью взаимодействия субъектов трудовых отношений. Следовательно, субъективный механизм становится методом, с помощью которого объединяются различные интересы (права и обязанности) субъектов сферы труда, а правоотношения - средством, при помощи которого эти права и обязанности реализуются в правомерном поведении. Таким образом, субъективный механизм "оказывается генетически связанным (слитым), как свидетельствует история становления человека и его трудовой деятельности, с процессом формирования интересов в обществе, обусловленным разделением труда"*(29). Субъективный механизм признается своего рода "передаточным звеном", соединяющим объективные тенденции развития общественных отношений, опосредуемых позитивными нормативными правовыми актами государства, с определенными интересами субъектов рынка труда и обеспечивающим тем самым регулирование общественных отношений в расчете на конкретную ситуацию.
Социально-психологический механизм. В сфере трудовой деятельности человек, как известно, не сталкивается с абстрактными экономическими законами и категориями непосредственно. Он имеет дело с реальными экономическими формами и, как было отмечено, с фактическими отношениями, в которых осуществляется трудовая деятельность. Трудовая деятельность в своих "объективированных результатах всегда предстает в единстве вещественного (предметного) содержания и социальной формы (общественные отношения)"*(30). Таким образом, несмотря на то что эти формы нередко носят превращенный, иррациональный характер, они, будучи вплетенными в структуру социально-трудовых отношений, непосредственно воспринимаются сознанием людей, определяя мотивы их трудовой деятельности. "В результате многомиллионных воздействий, связей и отношений происходит постоянное изменение исходных условий, главных пропорций, конкретных параметров труда и производства, которые тут же мгновенно воплощаются в структуру личностных свойств людей, что также быстро воздействует на их потребности и изменяет тем самым их интересы и цели"*(31). Потребности, интересы, цели оказываются включенными в механизм социально-психологической регуляции трудовой деятельности.
Социально-психологический механизм является связующим звеном между экономическими факторами и деятельностью социальных групп и личностей*(32). Без социально-психологического механизма невозможны создание и движение идей, трудовая деятельность людей.
Внешние регуляторы (к числу которых относится и право) направляют социальное поведение через мотивационную сферу субъектов трудовой деятельности. Однако мотивация трудовой деятельности имеет не юридическую, а социально-экономическую природу*(33). Поэтому при изучении действия механизма правового регулирования труда необходимо рассматривать взаимодействие нормативно-правовых и социально-психологических механизмов поведения.
Список литературы
Андриянов В. Теория саморегуляции рыночной экономики // Общество и экономика. 2002. N 5.
Бегичев Б.К. Цели советского трудового права // Правоведение. 1980. N 5.
Дудкин В. Саморегулирование и регулирование рыночной экономики // Экономист. 1998. N 5.
Дятлов С.А. Рабочая сила в системе рыночных отношений. СПб., 1992.
Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. М., 2007.
Игнатовский П. Труд и экономика // Экономист. 1995. N 11.
Кондратьев Р.И. Сочетание централизованного и локального правового регулирования трудовых отношений. Львов, 1977.
Концепция государственной политики занятости населения в Кыргызской Республике до 2010 года: одобр. постановлением Правительства КР от 15 марта 2004 г N 170 // URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ky-kg/22110.
Коробченко В.В. Международная научно-практическая конференция "Трудовое право: актуальные проблемы теории и практики (Третьи Пашковские чтения)" // Правоведение. 2006. N 4.
Кубаев Б.Х. Рынок труда в Кыргызстане (экономические проблемы формирования и функционирования). Бишкек, 1998.
Кудрявцев В.Н. Взаимосвязь правового регулирования и социальных интересов // Вопр. философии. 1987. N 1.
Кузьминов Я., Бендукидзе К., Юдкевич М. Как наука о рынках становится наукой об обществе // Вопр. экономики. 2005. N 12. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994.
Лукашева Е.А. Мотивы и поведение человека в правовой сфере // Сов. государство и право. 1972. N 8.
Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2005.
Мантаева Э.И. Принципы системного исследования // Вестн. Московского ун-та. Сер. Экономика. 2000. N 6.
Нургалиева Е.Н., Хохлов Е.Б. Проблемы трудового права в современных условиях. Караганда, 1994.
Осипов Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М., 1994.
Пашерстник А.Е. Теоретические вопросы кодификации общесоюзного законодательства о труде. М., 1959.
Подвижник Права: Памяти Н. Шайкенова: в 2 т. Астана, 2002. Т. 1.
Попондопуло В.Ф. Система общественных отношений и их правовые формы (к вопросу о системе права) // Правоведение. 2002. N 4.
Садовский В.Н. Методологические проблемы исследования объектов, представляющих собой системы // Социология в СССР. М., 1966. Т. 1.
Свидерский В.И., Зотов Р.А. Новые философские аспекты элементно-структурных отношений. Л., 1970.
Суханова Л.Э. Социальные и психологические факторы повышения эффективности труда // Эффективность труда: социальные и правовые аспекты / отв. ред. А.А. Брудный. Бишкек, 1991.
Фролова Н.В. Институт хозяйственных систем как предмет изучения экономической и юридической наук // Современное право. 2005. N 10.
Халфина Р. Право и переход к рынку // Хоз-во и право. 1992. N 8.
Хозяйственный механизм общественных формаций / под ред. Л.И. Абалкина. М., 1986.
Хохлов Е.Б. Экономические методы управления и трудовое право. Л., 1991.
Шабалин В.А. Системный анализ механизма правового регулирования // Сов. государство и право. 1969. N 10.
Шаванс Б. Типы и уровни правил в организациях, институтах и системах // Вопр. экономики. 2003. N 6.
Шайкенов Н.А. Правовое обеспечение интересов личности: моногр. Свердловск, 1990.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Садовский В.Н. Методологические проблемы исследования объектов, представляющих собой системы // Социология в СССР. М., 1966. Т. 1. С. 179.
*(2) Свидерский В.И., Зотов Р.А. Новые философские аспекты элементно-структурных отношений. Л., 1970. С. 80-85.
*(3) Осипов Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М., 1994. С. 74.
*(4) Игнатовский П. Труд и экономика // Экономист. 1995. N 11. С. 76.
*(5) Осипов Ю.М. Указ. соч. С. 44.
*(6) Осипов Ю.М. Указ. соч. С. 22.
*(7) Нургалиева Е.Н., Хохлов Е.Б. Проблемы трудового права в современных условиях. Караганда, 1994. С. 20.
*(8) Халфина Р. Право и переход к рынку // Хоз-во и право. 1992. N 8. С. 82.
*(9) Фролова Н.В. Институт хозяйственных систем как предмет изучения экономической и юридической наук // Современное право. 2005. N 10. С. 2.
*(10) Попондопуло В.Ф. Система общественных отношений и их правовые формы (к вопросу о системе права) // Правоведение. 2002. N 4. С. 80.
*(11) Хозяйственный механизм общественных формаций / под ред. Л.И. Абалкина. М., 1986. С. 26.
*(12) Кубаев Б.Х. Рынок труда в Кыргызстане (экономические проблемы формирования и функционирования). Бишкек, 1998. С. 83.
*(13) Шаванс Б. Типы и уровни правил в организациях, институтах и системах // Вопр. экономики. 2003. N 6. С. 18.
*(14) Бегичев Б.К. Цели советского трудового права // Правоведение. 1980. N 5. С. 45.
*(15) Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2005. С. 141.
*(16) Мантаева Э.И. Принципы системного исследования // Вестн. Московского ун-та. Сер. Экономика. 2000. N 6. С. 32.
*(17) Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. М., 2007. С. 8.
*(18) Шабалин В.А. Системный анализ механизма правового регулирования // Сов. государство и право. 1969. N 10. С. 125.
*(19) Кондратьев Р.И. Сочетание централизованного и локального правового регулирования трудовых отношений. Львов, 1977. С. 19.
*(20) Дудкин В. Саморегулирование и регулирование рыночной экономики // Экономист. 1998. N 5. С. 41.
*(21) Хохлов Е.Б. Экономические методы управления и трудовое право. Л., 1991. С. 68.
По законам системного анализа устойчивость любой системы определяется наличием в ней механизмов саморегуляции. По мнению В. Андриянова, в рыночном хозяйстве такими механизмами становятся функциональные экономические системы. Эти системы занимают промежуточное положение между государством и рынком, обеспечивая гармоничное единство хозяйственного механизма в целом (Андриянов В. Теория саморегуляции рыночной экономики // Общество и экономика. 2002. N 5. С. 6).
*(22) Концепция государственной политики занятости населения в Кыргызской Республике до 2010 года: одобр. постановлением Правительства КР от 15 марта 2004 г. N 170 // URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ky-kg/22110.
*(23) Дятлов С.А. Рабочая сила в системе рыночных отношений. СПб., 1992. С. 88.
*(24) Кузьминов Я., Бендукидзе К., Юдкевич М. Как наука о рынках становится наукой об обществе // Вопр. экономики. 2005. N 12. С. 72.
*(25) Там же. С. 68.
*(26) Коробченко В.В. Международная научно-практическая конференция "Трудовое право: актуальные проблемы теории и практики (Третьи Пашковские чтения)" // Правоведение. 2006. N 4. С. 31.
*(27) Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 7.
*(28) Пашерстник А.Е. Теоретические вопросы кодификации общесоюзного законодательства о труде. М., 1959. С. 74, 75.
*(29) Шайкенов Н.А. Правовое обеспечение интересов личности: моногр. Свердловск, 1990 (цит. по: Подвижник Права: Памяти Н. Шайкенова: в 2 т. Астана, 2002. Т. 1. С. 140).
*(30) Суханова Л.Э. Социальные и психологические факторы повышения эффективности труда // Эффективность труда: социальные и правовые аспекты / отв. ред. А.А. Брудный. Бишкек, 1991. С. 96.
*(31) Дятлов С.А. Указ. соч. С. 88.
*(32) Лукашева Е.А. Мотивы и поведение человека в правовой сфере // Сов. государство и право. 1972. N 8. С. 22.
*(33) Кудрявцев В.Н. Взаимосвязь правового регулирования и социальных интересов // Вопр. философии. 1987. N 1. С. 42.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раманкулов К.С. Механизм правового регулирования труда: структура и система
Ramankulov K.S. The legal regulation framework of labour: the structure and system
К.С. Раманкулов - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой трудового права юридического института Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына (Бишкек, Кыргызстан)
K.S. Ramankulov - Bishkek, Kyrgyzstan, Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn
С системной точки зрения рассматривается механизм правового регулирования труда. Изучается структура данного механизма, в которой выделяются объективный, субъективный и социально-психологический механизмы (системы). Дается их краткая характеристика.
The systemic approach to the legal regulation framework of labour is applied. The author explores the structure of this framework and indicates its objective, subjective and socio-psychological mechanisms (or systems); their brief description is provided.
Ключевые слова: механизм правового регулирования труда, система, рынок труда, управление трудом.
Key words: legal regulation framework of labour, system, labour market, labour management.
Механизм правового регулирования труда: структура и система
Автор
К.С. Раманкулов - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой трудового права юридического института Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына (Бишкек, Кыргызстан)
"Российский юридический журнал", 2015, N 5