Европротокол: требуется новая мотивация
С.В. Дедиков,
старший партнер Общества страховых юристов,
преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ
Журнал "Финансы", N 12, декабрь 2015 г., с. 33-35.
Вначале о терминах. Понятие "Европротокол" в нашей стране носит условный характер, и им принято называть ситуацию, когда документы о дорожно-транспортных происшествиях (то есть ДТП) могут быть оформлены без участия сотрудников ГИБДД. Поскольку он получил широкое хождение, стал общеизвестным, то в целях удобства будем применять его и мы.
В последнее время было много реляций об успешном продвижении Европротокола в Российской Федерации. В частности, сообщалось, что в первом полугодии 2015 года количество ДТП, оформленных по Европротоколу, увеличилось в два раза по сравнению с предыдущим полугодием.
На самом деле оснований для оптимизма здесь, по нашему мнению, нет. Считать следует не в сравнении с достигнутым ранее уровнем, а с тем, что было запланировано. К середине 2015 г. доля ДТП, оформленных без участия ГИБДД, составляла порядка 11% от количества происшествий, подпадающих под действие норм о Европротоколе, что на порядок меньше, чем не только в странах Западной и Центральной Европы, но даже и в таких достаточно близких к нам по уровню страховой культуры и менталитету странах, как Литва, Латвия и Эстония. В последних охват Европротоколом составляет более 90%.
В этой ситуации Российский союз автостраховщиков (РСА) стал действовать привычными для нас методами, прибег к кнуту. В соответствии с новой редакцией п. 2.6.1 Правил дорожного движения (ПДД), которые вступили в действие с 1.07.2015 г., если в результате ДТП вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, а также повреждения транспортных средств. Абзац 3 этого пункта ПДД гласит, что если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у участников происшествия, то водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию.
В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:
- оформить документы о ДТП с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
- оформить документы о ДТП без участия сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о ДТП в соответствии с правилами обязательного страхования, если в происшествии участвуют два транспортных средства (включая ТС с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО, а вред причинен только этим ТС и обстоятельства причинения вреда не вызывают разногласий участников ДТП.
В то же время, согласно ч. 1 ст. 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных ПДД, в связи с ДТП, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 этой статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 1 тыс. рублей.
Таким образом, в совокупности эти правовые нормы создают основания для привлечения владельцев транспортных средств к административной ответственности за отказ от использования процедуры Европротокола.
Правда, многие автовладельцы высказывали мнение, что они готовы заплатить штраф, но не заниматься оформлением Европротокола, поскольку сразу сложно определить размер ущерба, он может оказаться больше установленных законом лимитов. Кроме того, есть риск, что страховщики могут отказать в выплате страхового возмещения из-за неправильно оформленных документов, что серьезно затруднит обоснование исковых требований к страховой компании в суде.
В СМИ регулярно сообщается о случаях, когда автовладельцы, оформившие ДТП по Европротоколу, фактически становятся заложниками страховщиков, так как формальных поводов отказать в выплате у тех более чем достаточно: то схему места происшествия составили с упущениями; то один из участников ДТП изменил свою позицию и начал оспаривать свою вину в причинении вреда второму участнику происшествия; то выявляются скрытые повреждения и т.д. и т.п.
В этой связи становится понятным, почему Европротокол плохо приживается в России. Будет полезно провести сравнительный анализ опыта и изучение методов организации соответствующей работы в России и прибалтийских государствах.
Модели организации Европротокола
В соответствии с п. 1 ст. 11.1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Закон об ОСАГО) оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России (как регулятором страхового рынка), в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
а) в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам; б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух ТС, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с Законом об ОСАГО; в) обстоятельства причинения вреда, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у участников происшествия и зафиксированы в извещении о ДТП, бланк которого заполнен водителями причастных к происшествию ТС в соответствии с правилами обязательного страхования.
Одна из причин того, что участники ДТП не горят желанием оформлять документы без участия сотрудников ГИБДД, заключается как раз в том, что законодательство предъявляет к этим документам очень серьезные требования. Мало кто из автовладельцев помнит, что именно говорится в правилах ОСАГО по поводу оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции. А теперь представим себе, что заполнять бланк придется на дороге, в условиях стресса, а возможно и конфликта, вызванного не только возможными различиями в оценке происшедшего, но и в нервозной обстановке. Очевидно, что данное требование законодательства трудно выполнимо или даже в принципе невыполнимо.
В странах Балтии эту проблему решили по-другому. Там учли, что требовать от участников ДТП безусловного следования каким-то правилам при оформлении документов о произошедшем не имеет смысла. Поэтому сочли достаточным зафиксировать основные моменты, которые в принципе позволяют сделать все необходимые выводы о ДТП.
Страховые сообщества этих стран создали следующий механизм решения данного вопроса: при профессиональных объединениях автостраховщиков созданы юридические комитеты, которые рассматривают возникшие споры между потерпевшими, страхователями. Даже в случае достаточно серьезных недочетов в оформлении документов о ДТП эти комитеты неизменно встают на сторону потерпевших и страхователей. Исключением может быть ситуация, когда будет признано, что речь идет о явном мошенничестве.
Российское законодательство предусматривает, что оформленный без участия сотрудников полиции бланк извещения о ДТП, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, причем это нужно сделать в течение пяти рабочих дней со дня ДТП. Потерпевший направляет своему страховщику по договору ОСАГО свой экземпляр такого бланка вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
Как известно, по Европротоколу сегодня потерпевший может получить страховое возмещение не более 50 тыс. рублей, за исключением ДТП, произошедших на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Ленинградской области, где лимиты возмещения не установлены. Правда, закон требует еще и того, чтобы обстоятельства произошедшего были зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами). Требования к техническим средствам контроля, составу информации о дорожно-транспортном происшествии и порядок представления такой информации страховщику, обеспечивающий получение страховщиком упомянутой выше некорректируемой информации о ДТП, устанавливаются Правительством РФ.
Предполагается, что автовладельцы, которые не уверены, что смогут правильно определить размер полученного в результате ДТП ущерба, станут вызывать сотрудников полиции. Что это серьезная проблема, убедился на собственном опыте, когда на моей машине был слегка поцарапан задний бампер. Каково же было мое удивление, когда автоэксперт страховщика, с которым у меня был заключен договор страхования каско, пришел к выводу, что бампер подлежит полной замене, а размер ущерба составляет более 90 тыс. руб.
Не станут оформлять Европротокол и те автовладельцы, которые не очень разбираются в технических вопросах фиксирования обстоятельств произошедшего с помощью средств навигации, упомянутых выше. Не содействуют продвижению Европротокола и следующие положения законодательства. Потерпевший, получивший страховую выплату на основании Европротокола, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате ДТП.
Потерпевший имеет право обратиться к страховщику по договору ОСАГО лишь с требованием о возмещении вреда, который причинен жизни или здоровью и возник после предъявления требования о страховой выплате и о котором (вреде жизни или здоровью) потерпевший не знал на момент предъявления требования о возмещении вреда, причиненного его ТС.
Любой автовладелец знает, как сложно на месте ДТП точно установить все возможные повреждения транспортных средств. Поэтому часто складывается ситуация, когда участники происшествия зафиксируют только видимые повреждения, но затем обнаруживают, что реальный ущерб намного выше из-за скрытых повреждений. При этом отдельные повреждения, скажем изменение геометрии крыла или кабины транспортного средства, можно установить только с помощью специальной техники.
Теперь обратимся к опыту стран Балтии. Там лимиты на выплаты отсутствуют, а Европротокол оформляется только в случае, если пострадали люди и/или одно либо оба транспортных средства не могут самостоятельно передвигаться. Согласимся с тем, что такой порядок раскрепощает участников ДТП, создает условия для того, чтобы они оформляли документы о ДТП без участия полиции.
Наконец, пожалуй, самый важный момент. В странах Балтии старались обеспечить максимально лояльное отношение к участникам ДТП сотрудников полиции. Для полицейских были организованы обучающие семинары и поставлена задача максимально внимательно относиться к автовладельцам, попавшим в ДТП, оказывая им на месте помощь в оформлении соответствующих документов. Страховщики в странах Балтии сумели преодолеть отношение к автовладельцам как к потенциальным мошенникам. Хотя проблема мошенничества и обмана со стороны страхователей присутствует повсеместно, на всех европейских страховых рынках.
Что делать?
Из сказанного выше следуют, на наш взгляд, совершенно очевидные выводы и предложения. Во-первых, надо снимать любые ограничения по размеру страхового возмещения, выплачиваемого на основании Европротокола по всем регионам страны. Во-вторых, целесообразно в соответствии с зарубежным опытом пересмотреть список обстоятельств ДТП, препятствующих оформлению Европротокола. В-третьих, необходимо исключить из Закона об ОСАГО и Правил ОСАГО требования об оформлении документов о ДТП в строгом соответствии с Правилами обязательного страхования. Было бы целесообразно подп. "в" п. 1 ст. 11.1 Закона об ОСАГО сформулировать следующим образом: "В бланке извещения о дорожно-транспортном происшествии участники дорожно-транспортного происшествия отражают основные обстоятельства причинения вреда, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств". В-четвертых, при РСА следует образовать специальный орган для рассмотрения возможных споров по оформлению документов о ДТП.
В-пятых, МВД РФ и РСА предлагается предпринять конкретные организационные шаги, направленные на то, чтобы каждый сотрудник полиции активно помогал участникам ДТП в оформлении Европротокола.
Литература
1. Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденное Банком России 19.09.2014 N 431-П.
2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 2 "О применении судами законодательства об ОСАГО".
3. Дедиков С.В. Договор ОСАГО: новые гражданско-правовые аспекты. // Хозяйство и право, 2015. N 7.
4. Алфеева Е.И. Из практики внедрения Европротокола в странах Балтии. // Юридическая и правовая работа в страховании, 2013 N 1.
5. Профиль страхового рынка Литвы. Страхование агрорисков и автогражданки. // Финансовый вестник. N 9, 2015.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансы"
Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Издается с 1926 г.
Учредители - Министерство финансов Российской Федерации и ООО "Книжная редакция "Финансы"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24300 от 27 апреля 2006 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-4427, 699-4333, 699-4385
тел./факс: 8 (495) 699-9616
Internet: http://www.finance-journal.ru/
Подписные индексы
"Роспечать" - 71027, 73442
"Пресса России" - 45493, 39414