Совершенствование системы корпоративного управления как эффективный инструмент развития компаний с государственным участием
О.И. Короткова,
доцент кафедры гражданского права и гражданского
процесса юридического факультета Орловского
государственного университета, судья Советского
районного суда города Орла, кандидат юридических наук
Журнал "Законодательство и экономика", N 2, февраль 2016 г.
"Внедрение принципов корпоративного управления является
одним из условий улучшения инвестклимата в России"*(1).
В.В. Путин
Поскольку большинство промышленных корпораций в Российской Федерации возникли в процессе преобразования государственных структур, в статье О.И. Коротковой уделено внимание проблеме государственного участия в управлении акционерными обществами, а также вопросу усиления защиты государственных интересов в сфере корпоративного управления.
Управление - элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающая: сохранение их определенной структуры; поддержание режима деятельности; реализацию их программ и целей.
В государственной собственности Российской Федерации согласно Гражданскому кодексу РФ находятся имущество органов власти и управления Российской Федерации, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, культурные и исторические ценности общего государственного значения, средства государственного бюджета, государственного банка, золотой запас, алмазный и валютный фонды, страховые, резервные и иные фонды.
Управление собственностью (как текущее управление корпоративной собственностью, так и стратегические преобразования структуры собственности в корпорации) направлено на ее оптимизацию в смысле поставленных целей и проводимых в рамках корпоративной стратегии в отношении собственности мероприятий.
Под корпоративной собственностью понимается совокупность объектов недвижимости, имущественных прав, работ и услуг, информации и технологий, нематериальных благ и других частей национального богатства, право пользования, владения, распоряжения которыми принадлежит конкретной корпорации. Объектом корпоративной собственности является организационно-обособленная часть национального богатства, юридически закрепленная за конкретной группой собственников (корпорацией): например, отдельная вещь, совокупность имущества, имущественный комплекс, земельный, водный или лесной участок, обособленная доля в общей собственности и т.д. Так, объектами корпоративного права собственности (объектами управления) являются недвижимое имущество (здания, сооружения, земельные участки и др.), движимое имущество (доли, паи, ценные бумаги, в том числе акции, облигации, и др.), денежные средства (валюта и др.), долги (дебиторская задолженность), информация, интеллектуальная собственность и другие результаты интеллектуальной деятельности корпоративных подразделений.
На сегодняшний день нет единого понятия корпоративного управления. В теоретическом плане о корпоративном управлении можно говорить в различных аспектах, поэтому дефиниций этого понятия может быть множество.
Как указывает С.И. Ожегов в Словаре русского языка, управлять - значит руководить, направлять деятельность, действия кого-чего-нибудь; направлять ход, движение кого-чего-нибудь*(2).
В Советском энциклопедическом словаре управление рассматривается как элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление - воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Различают стихийное управление, воздействие которого на систему - результат перекрещивания различных сил, массы случайных единичных актов, и сознательное управление, осуществляемое общественными институтами и организациями (государством и др.)*(3).
Корпоративное управление (англ. corporate governance) - система взаимодействия между акционерами и руководством компании (акционерного общества, корпорации), включая ее совет директоров, а также с другими заинтересованными лицами, с помощью которой реализуются права акционеров; комплекс механизмов, позволяющих акционерам (инвесторам) контролировать деятельность руководителей компании и разрешать возникающие проблемы с прочими группами влияния. Корпорация представляет собой определенную организованную систему, элементом которой выступает управление. Как указывают А.П. Шихвердиев, К.В. Гуртов, В.И. Каюков, А.О. Блинов, Ф.Д. Суркина, Л.И. Ильина, А.С. Перевязкина, корпорация трактуется как совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей. Чаще всего корпорация организуется в форме акционерного общества, которое характеризуется самостоятельностью, ограниченной ответственностью каждого акционера, возможностью передачи другим лицам акций, принадлежащих акционерам, централизованным управлением корпорацией*(4).
Корпоративное управление не имеет непосредственного отношения к оперативному (operational management) и тактическому управлению компанией, но в последнее время включается в стратегическое управление*(5).
В широком смысле корпоративное управление - это взаимоотношения внутри корпорации и ее взаимоотношения с внешним миром, т.е. система отношений между органами управления и владельцами ценных бумаг корпорации (акционерами, владельцами облигаций и иных ценных бумаг), между корпорацией и государственными органами, а также другими заинтересованными лицами, так или иначе вовлеченными в управление эмитента (общества) как юридического лица.
Корпоративное управление - это комплекс мер, осуществляемых как зарубежными, так и российскими компаниями для защиты интересов собственников и в конечном итоге для повышения стоимости компании и привлечения инвестиций*(6).
По мнению И.А. Храбровой, корпоративное управление - это управление организационно-правовым оформлением бизнеса, оптимизацией организационных структур, построение внутри межфирменных отношений компании в соответствии с принятыми целями. С. Карнаухов определяет корпоративное управление как управление определенным набором синергетических эффектов. Однако в этом случае данные определения касаются уже результатов использования корпоративной формы бизнеса, а не сущности проблемы.
Наиболее часто употребляемое понятие корпоративного управления основывается на вытекающих последствиях из сущности корпоративной формы бизнеса - разделения института собственников и института управляющих - и заключается в защите интересов определенного круга участников корпоративных отношений (инвесторов) от неэффективной деятельности менеджеров. Хотя и в этом случае в определение корпоративного управления может вкладываться различное понимание в зависимости от количества учитываемых заинтересованных сторон в корпоративных отношениях.
В наиболее узком понимании - это защита интересов собственников, т.е. акционеров. Другой подход включает в систему отношений и кредиторов, которые вместе с акционерами составляют группу финансовых инвесторов. И, наконец, в наиболее широком понимании корпоративное управление - это защита интересов как финансовых инвесторов (акционеры и кредиторы), так и нефинансовых (работники, государство, предприятия-партнеры и др.)*(7).
Несмотря на различные подходы, все определения содержат общие элементы. Так, корпоративное управление - это система управления и контроля за деятельностью компаний, при котором общее собрание акционеров принимает основные решения, в то время как совет директоров отвечает за общее руководство компанией и контроль за менеджментом, а тот, в свою очередь, осуществляет оперативное управление компанией, реализуя стратегию, выработанную советом директоров и выполняя решения общего собрания. Корпоративное управление представляет собой и структуру, определяющую распределение прав и обязанностей между участниками корпоративных отношений, т.е. советом директоров, менеджментом и акционерами. Корпоративное управление определяют как правила и процедуры принятия решений, рамки для формулирования и достижения целей компании и контроля за результатами ее деятельности. При этом детализация и выработка общих процедур позволяет стабилизировать процесс управления и повышает доверие к компании со стороны всех участников корпоративных отношений и внешних заинтересованных лиц (государство, потенциальные инвесторы и т.д.).
Вместе с тем суть корпоративного управления в широком смысле - это процесс поиска баланса между интересами различных участников корпорации (акционеров и менеджмента, отдельных групп лиц и корпорации в целом) путем реализации участниками корпорации определенных стандартов поведения (этических, процедурных), принятых в деловом сообществе.
Как пишет А. Осиновский, участников, входящих в систему корпоративных отношений, можно разделить на две большие группы: само акционерное общество и акционеры этого общества*(8). В состав этих групп входят: менеджмент корпорации (эмитента); крупные акционеры (мажоритарные); миноритарные акционеры (владеющие незначительным количеством акций); владельцы иных ценных бумаг эмитента; кредиторы и партнеры, не являющиеся владельцами ценных бумаг эмитента; федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления.
Таким образом, в управлении корпоративными отношениями должен быть найден определенный баланс интересов мажоритарных и миноритарных акционеров, самого общества и государства. Воздействие на корпоративные отношения, которое обеспечивает баланс интересов различных участников этих отношений, минимизирует конфликты их интересов, обеспечивает устойчивое существование корпоративных отношений, и их поступательное развитие является корпоративным управлением. Поэтому в самом широком понимании корпоративное управление включает вообще все отношения, так или иначе влияющие на положение акционеров и поведение самого акционерного общества. В таком широком понимании корпоративное управление тождественно корпоративному поведению, т.е. взаимодействию участников корпоративных отношений между собой и внешним миром - деловым сообществом, местным населением, государственными органами.
Исходя из перечисленных выше особенностей, Т.В. Кашанина предложила классификацию внутрикорпоративных отношений - это управление капиталами, находящимися в управлении корпорации; использование материальных ресурсов корпорации; отношения, регулирующие процесс применения труда; отношения в социальной сфере*(9). При этом Т.В. Кашанина включает в понятие "корпоративные отношения" трудовые отношения, возникающие в организации, и в целом все отношения, которые урегулированы так называемыми корпоративными нормами - правилами поведения, вырабатываемыми корпорациями и распространяющимися на их коллективы*(10).
В понимании А.Ю. Бушева и О.Ю. Скворцова корпоративные отношения выступают как инструменты, используемые для организации гражданско-правовых имущественных отношений*(11).
В.А. Рахмилович отмечает, что членские отношения внутри организации корпоративного типа представляют собой конгломерат отношений имущественных и личных неимущественных; тем самым, по его мнению, трудно сделать однозначный вывод об имущественной природе организационных отношений*(12).
П.В. Степанов, Д.В. Ломакин в своих научных трудах приходят к выводу о так называемом едином членском праве, представляющем собой синтез имущественных и неимущественных прав участника. Так, к имущественным правам они относят право на получение прибыли, право на получение ликвидационной квоты, а к личным неимущественным - право на участие в управлении (включая право инициировать созыв общего собрания участников, право на участие в общем собрании, право быть избранным в состав органов юридического лица), право на информацию, право на контроль*(13).
Специфика российской модели корпоративного управления состоит в том, что во многих крупных компаниях представительство государства как акционера носит формальный характер. Кроме того, акционерная форма в том виде, как она сложилась у нас в стране в результате приватизации государственной собственности и реформ, оказалась достаточно уязвимой с точки зрения прав собственности, обеспечения равных и справедливых условий для деятельности всех ее участников. Поэтому одними из первых мер, предпринимаемых в настоящее время государством для активизации ресурсной базы акционерного капитала, являются правовое обеспечение цивилизованных правил борьбы за контроль в акционерных компаниях, усиление ответственности за соблюдение законов по защите прав акционеров, создание эффективного механизма государственного регулирования рынка ценных бумаг.
Вопросы оптимального организационного построения являются одной из приоритетных проблем корпоративного управления, прежде всего для государства.
Вопросы совершенствования качества корпоративного управления в России вызывают сейчас самые бурные дискуссии. Они напрямую связаны с возможностью выстроить структуру управления, которая позволит корпорациям, учитывая интересы их развития, быть мобильными, информационно открытыми, привлекательными для инвесторов и пользователей с точки зрения отчетности, иметь продуманную стратегию в работе с небольшими акционерами. Так, в частности, для предприятий, которые планируют работать, непрерывно расширяя свой бизнес, необходимо придерживаться стандартов корпоративного управления, принятых на уровне государственной политики, серьезно относиться к вопросам качества управления, быть информационно открытыми. При этом очень серьезные вопросы вызывает неразработанность в стандартизированных документах корпоративного поведения государства как одного из акционеров очень большого числа акционерных обществ.
С учетом изложенного, безусловно, особое внимание государства должно быть уделено повышению уровня корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием. Необходимо создать работоспособные комитеты совета директоров (по аудиту, кадрам и вознаграждению, стратегии), возглавляемые профессиональными директорами; разработать систему ключевых показателей эффективности и положений о вознаграждении для совета директоров и менеджмента компаний с госучастием; установить нулевой размер вознаграждения руководящему составу компаний, не выполнивших ключевые показатели эффективности.
13 апреля 2010 г. заместитель Министра экономического развития РФ (с 2 августа 2013 г. по настоящее время - советник Президента РФ - прим. ред.) А.Ю. Левицкая, выступая на круглом столе "Совершенствование корпоративного управления в компаниях с государственным участием", организованном Российским союзом промышленников и предпринимателей в рамках "Недели российского бизнеса", указала, что одной из наиболее приоритетных задач на будущее является законодательное закрепление понятия "независимый директор" и требований к кандидатам для выдвижения их в качестве независимых директоров в составы советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ, исходя из правоприменительной практики. Кроме того, А.Ю. Левицкая предлагала установить сбалансированное участие независимых директоров и профессиональных поверенных в составах советов директоров акционерных обществ, пакеты акций которых находятся в собственности государства, а также определить более четкие критерии, предъявляемые к указанным лицам.
Бесспорно преобладание независимых директоров в органах управления акционерного общества - это важное средство решения таких проблем, как отношения менеджеров и собственников, располагающих принципиально меньшим объемом информации; контролирующих акционеров и миноритариев. Функции независимых директоров государственных компаний объединяются в контроле за деятельностью менеджмента; соблюдении в совете директоров баланса интересов акционеров, в том числе государства как представителя общества; стратегическом консультировании и оказании поддержки менеджменту в развитии бизнеса; содействии в привлечении инвесторов; посредничестве в разрешении конфликтных ситуаций в интересах компании. В силу изложенного необходимо осознавать особую роль независимых директоров в акционерных обществах, которые должны выполнять в первую очередь задачи, поставленные государством как представителем основного собственника.
Как известно, любое решение, особенно столь перспективное, как использование института профессиональных независимых директоров, требует помимо политической воли продуманного механизма внедрения с учетом как краткосрочных, так и долгосрочных последствий. При этом принципиальным является постоянный мониторинг деятельности независимых директоров и при необходимости императивное изменение ее нормативных условий.
Вместе с тем основными задачами, решение которых позволит повысить эффективность деятельности акционерных обществ, являются:
- установление требований к порядку разработки и содержанию годового отчета акционерного общества с государственным участием, используемых федеральными органами исполнительной власти при определении позиции представителей Российской Федерации по голосованию по вопросу об утверждении годового отчета;
- представление отчетности представителями интересов Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ с государственным участием с использованием Межведомственного портала по управлению государственной собственностью*(14) и установление требований к формату и содержанию такой отчетности Росимуществом с учетом имеющихся поручений Президента РФ и Правительства РФ;
- использование Межведомственного портала для согласования позиций заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по вопросам управления государственной собственностью и уведомления их о заседаниях органов управления открытых акционерных обществ с государственным участием;
- возможность выдачи Росимуществом директив представителям Российской Федерации по голосованию по вопросам собраний (заседаний) органов управления акционерных обществ с государственным участием, если такие директивы необходимы для исполнения поручений Президента РФ и Председателя Правительства РФ.
Конечно, эффективно управляемые компании вносят более значительный вклад в национальную экономику и развитие общества в целом. Они более устойчивы с финансовой точки зрения, обеспечивают создание большей стоимости для акционеров, работников, местных общин и стран в целом.
На сегодняшний день с учетом сложившейся ситуации в данной сфере необходимо определить модель корпоративного управления в ОАО для России с учетом сложившейся ситуации концентрации капиталов и макроэкономических целей. При этом необходимо выстроить четкую систему корпоративного законодательства в России. А заполнение пробелов и ликвидация противоречий в правовых нормах будут способствовать стимулированию предпринимательской активности и устранению необоснованных барьеров.
Вообще система корпоративного управления является важнейшим элементом, позволяющим юридическому лицу не только повышать уровень собственной капитализации и соблюдать формальные требования госрегуляторов, но и более грамотно и качественно выстроить работу.
Важно понимать необходимость активной роли государства в развитии корпоративного управления в компаниях с госучастием. По поручению Президента РФ и премьер-министра Росимуществом была проведена серьезная работа по внедрению в такие компании лучших практик корпоративного управления: внедрение в совет директоров независимых директоров, создание профессиональных комитетов (по аудиту, стратегическому планированию и корпоративному управлению и т.д.).
Согласно проведенному недавно исследованию S&P в 2010 г. компании с государственным участием по уровню прозрачности и качеству системы корпоративного управления превзошли частные корпорации.
Безусловно, останавливаться на достигнутом нельзя, поскольку корпоративное управление - это вопрос, который невозможно решить раз и навсегда и наслаждаться результатами. В связи с этим система корпоративного управления требует постоянной адаптации не только к динамичным внешним условиям, но и к изменениям, происходящим в копании.
Библиография
Бухвалов А.В. Корпоративное управление как объект научных исследований // Российский журнал менеджмента. 2005. Т. 3. N 3.
Бушев А.Ю., Скворцов О.Ю. Акционерное право. - М., 1997.
Гражданское право России: курс лекций. Ч. 1. - М., 1996.
Кашанина Т.В. Корпоративное право. - М., 1999.
Килячков А. Корпоративное управление как фактор привлечения и защиты инвестиций // Рынок ценных бумаг. 2003. N 4.
Корпоративное управление: учеб. пособие / под ред. А.П. Шихвердиева. - Сыктывкар: изд-во Академии Государственной службы при Главе Республики Коми, 2002.
Ломакин Д.В. Акционерное правоотношение: понятие, содержание, субъекты: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1996.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1989.
Осиновский А. Акционер против акционерного общества. - СПб., 2003.
Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1989.
Степанов П.В. Корпоративные отношения в коммерческих организациях как составная часть предмета гражданского права: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1999.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) http://www.nccg.ru.
*(2) Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1989. С. 834.
*(3) Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1989. С. 1400.
*(4) Корпоративное управление: учеб. пособие / под ред. А.П. Шихвердиева. - Сыктывкар: изд-во Академии Государственной службы при Главе Республики Коми, 2002.
*(5) Бухвалов А.В. Корпоративное управление как объект научных исследований // Российский журнал менеджмента. 2005. Т. 3. N 3. С. 81-96.
*(6) Килячков А. Корпоративное управление как фактор привлечения и защиты инвестиций // Рынок ценных бумаг. 2003. N 4. С. 51.
*(7) http://www.bg-is.com.
*(8) Осиновский А. Акционер против акционерного общества. - СПб., 2003. С. 20-22.
*(9) Кашанина Т.В. Корпоративное право.- М., 1999. С. 49.
*(10) Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 9-12, 21.
*(11) Бушев А.Ю., Скворцов О.Ю. Акционерное право. - М., 1997. С. 21.
*(12) Гражданское право России: курс лекций. Ч. 1. - М., 1996. С. 61.
*(13) Степанов П.В. Корпоративные отношения в коммерческих организациях как составная часть предмета гражданского права: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1999; Ломакин Д.В. Акционерное правоотношение: понятие, содержание, субъекты: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1996. С. 23, 24.
*(14) См. официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества): http://www.rosim.ru/about/systems/mvpt.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Совершенствование системы корпоративного управления как эффективный инструмент развития компаний с государственным участием
Автор
О.И. Короткова - доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического факультета Орловского государственного университета, судья Советского районного суда города Орла, кандидат юридических наук
Журнал "Законодательство и экономика", 2016, N 2