Дополнительное образование и его кадровый потенциал
О. Марова,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2016 г., с. 32-41.
Дополнительное образование детей и подростков занимает особое место в системе образования РФ. Как оно строится и развивается в настоящее время, какую роль играют в нем педагоги дополнительного образования и как оформляются с ними трудовые отношения, рассмотрим в данной статье.
Концепция развития дополнительного образования
Концепция развития дополнительного образования детей утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р. В ней описаны состояние и проблемы дополнительного образования детей, изложены цели и задачи его развития, принципы государственной политики в данной сфере, основные направления и механизмы развития дополнительного образования.
В настоящее время возможность получения дополнительного образования обеспечивается государственными (муниципальными) организациями различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), а также негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями и индивидуальными предпринимателями.
На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на следующее:
- создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
- формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Инфраструктура современного дополнительного образования детей в массе своей создана десятилетия назад и отстает от современных требований. Система испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ.
Наметившаяся тенденция повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования пока не приостановила отток наиболее квалифицированных кадров и не привела к массовому привлечению талантливых молодых специалистов.
Тенденции развития профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ. Однако обновление содержания дополнительного образования детей происходит медленно.
Финансово-экономическая составляющая развития ДО. Совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования предполагает:
- развитие механизмов финансового обеспечения дополнительных общеобразовательных программ на основе нормативно-подушевого финансирования организаций различных форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе внедрение методики определения численности обучающихся, финансируемых за счет бюджетных средств (по дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающим программам для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и др.), в музыкальных школах, школах искусств и спортивных школах;
- разработку и внедрение механизмов персонифицированного финансирования дополнительных общеобразовательных программ и поддержки семей в получении дополнительного образования, в том числе компенсацию части платы за дополнительное образование для малообеспеченных и многодетных семей, включение дополнительного образования в состав направлений возможного расходования части НДФЛ (при внесении в законодательство права граждан распоряжаться его частью), рассмотрение возможности снижения процентной ставки по кредитам при получении гражданами потребительского кредита на обучение по дополнительным общеобразовательным программам;
- создание механизмов, расширяющих возможность частичной оплаты потребителями услуг по реализации дополнительных общеобразовательных программ (на принципах софинансирования государства и потребителя);
- разработку предложений по созданию механизмов мотивации бизнеса в развитии дополнительного образования детей, в том числе с использованием системы льгот и преференций, включая налоговые;
- выделение в муниципальном задании общеобразовательным организациям самостоятельного раздела на реализацию дополнительных общеразвивающих программ для детей.
Кадровый потенциал системы ДО. Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей предполагает:
- апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования;
- модернизацию требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования в системах образования, культуры, спорта, аттестации педагогических кадров с опорой на профессиональный стандарт и модель карьерного роста;
- разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования;
- создание условий для привлечения в сферу дополнительного образования молодых специалистов, их профессионального и творческого развития;
- расширение возможностей для работы в данных организациях талантливых специалистов, в том числе в областях искусства, техники и спорта, не имеющих педагогического образования, в том числе через изменение квалификационных требований;
- внедрение системы оценки достижений педагогов дополнительного образования как инструмента оценки качества профессиональной деятельности и средства самооценки личности педагога;
- привлечение к деятельности в сфере дополнительного образования волонтеров и представителей науки, высшей школы, студенчества, родительской общественности;
- поддержку включения в систему дополнительного образования детей педагогических работников в статусе индивидуальных предпринимателей, имеющих право на оказание услуг дополнительного образования без получения лицензии на осуществление образовательной деятельности;
- включение в основные профессиональные образовательные программы модулей по выбору обучающегося, педагогического, психолого-педагогического и дефектологического направлений обязательных модулей, относящихся к дополнительному образованию детей, к работе с талантливыми детьми и молодежью;
- введение профилей дополнительного образования в двупрофильные программы бакалавриата, создание программ магистратуры, ориентированных на подготовку педагогов для системы дополнительного образования детей;
- обеспечение модулей, относящихся к дополнительному образованию детей, к работе с талантливыми детьми и молодежью, площадками для проведения педагогической практики;
- формирование современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров сферы дополнительного образования (реализация сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе, тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов дополнительного образования, организация дополнительного профессионального образования в форме стажировки на базе ресурсных центров и лучших практик и др.);
- модернизацию образовательных программ и увеличение объема подготовки управленческих кадров для сферы дополнительного образования детей с приоритетами в области менеджмента, маркетинга, образовательной деятельности, соответствующей профилю организации;
- внедрение механизмов адресной поддержки педагогов дополнительного образования, работающих с талантливыми детьми, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- поддержку создания и деятельности профессиональных сообществ (ассоциаций) педагогов сферы дополнительного образования детей.
Требования к педагогам ДО
Минтрудом разработан и утвержден профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Приказ от 08.09.2015 N 613н) (далее - Профессиональный стандарт). В обязательном порядке он должен применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
В реализации дополнительных образовательных программ в соответствии с Профессиональным стандартом могут быть задействованы:
а) педагог дополнительного образования;
б) старший педагог дополнительного образования;
в) тренер-преподаватель;
г) старший тренер-преподаватель;
д) преподаватель.
Профессиональным стандартом установлены следующие требования к уровню образования педагогов ДО:
- среднее профессиональное образование (программы подготовки специалистов среднего звена) или высшее образование (бакалавриат), направленность (профиль) которых, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю);
- дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).
При отсутствии педагогического образования у преподавателя должно быть дополнительное профессиональное педагогическое образование. При этом дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Для старшего педагога дополнительного образования и старшего тренера-преподавателя установлены требования к опыту практической работы. Их стаж работы по специальности должен быть не менее двух лет.
Особыми условиями допуска к работе являются:
1) отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством РФ (ст. 331 и 351.1 ТК РФ);
2) прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, предусмотренном законодательством РФ (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н, ст. 48 Закона об образовании*(1), ст. 69, 213 ТК РФ);
3) прохождение в установленном законодательством РФ порядке аттестации на соответствие занимаемой должности (ст. 48 Закона об образовании).
В Профессиональном стандарте описаны трудовые функции лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования, требования к их знаниям, умениям и навыкам.
Продолжительность рабочего времени и учебная нагрузка педагогов ДО. Продолжительность рабочего времени и учебная нагрузка педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования и учебная (тренировочная) нагрузка тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей, а также ее изменение устанавливаются с учетом особенностей реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств, физической культуры и спорта, программ спортивной подготовки в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 22.12.2014 N 1601 (далее - Приказ N 1601).
Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников, в том числе в сфере дополнительного образования, устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени - не более 36 часов в неделю (п. 1 приложения 1 к Приказу N 1601).
Так, согласно п. 2.8.1 приложения 1 к Приказу N 1601 норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы 18 часов в неделю утверждается:
- преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;
- педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования;
- тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта.
Определение учебной нагрузки для названной категории работников, а также ее изменение производятся с учетом особенностей реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств, физической культуры и спорта, программ спортивной подготовки в соответствии с п. 2.1, 2.2, 2.4-2.6 приложения 2 к Приказу N 1601.
Учебная нагрузка определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации, осуществляющей образовательную деятельность, и устанавливается на учебный год.
Работа по совместительству. Как показывает практика, в дополнительном образовании работает очень много совместителей. Это связано с тем, что педагогам ДО не всегда в рамках одного учреждения может быть установлена достаточная учебная нагрузка, и, как следствие, имеет место невысокая заработная плата.
Определение и изменение учебной нагрузки лиц, замещающих должности педагогических работников по совместительству, а также путем замещения таких должностей наряду с работой, закрепленной трудовым договором (в том числе руководителями организаций, ведущих образовательную деятельность, их заместителями, другими работниками наряду со своей основной работой), осуществляются в соответствии с гл. I-IV и VI приложения 2 к Приказу N 1601 (п. 5.3 приложения 2 к Приказу N 1601).
Определение учебной нагрузки лицам, замещающим должности педагогических работников наряду с работой, закрепленной трудовым договором, производится путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указывается срок, в течение которого будет выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание, объем учебной нагрузки и размер оплаты (п. 5.4 приложения 2 к Приказу N 1601).
Согласно п. 7.1 приложения 2 к Приказу N 1601 в зависимости от занимаемой должности учебная нагрузка педагогических работников ограничивается верхним пределом. Однако в данном документе не указаны пределы для работников сферы дополнительного образования детей.
Особенности работы по совместительству педагогических работников установлены Постановлением Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41 (далее - Постановление N 41).
Педагоги вправе осуществлять работу по совместительству, то есть выполнять другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами РФ утверждены санитарно-гигиенические ограничения) (пп. "а" п. 1 Постановления N 41).
Продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца определяется по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать (пп. "б" п. 1 Постановления N 41):
- для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) - половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;
- для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, - 16 часов работы в неделю;
- для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.
Обратите внимание! Педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год для указанных категорий работников не считается совместительством и не требует заключения (оформления) трудового договора (пп. "в" п. 2 Постановления N 41).
Напомним, что в силу ст. 285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному ими времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.
Стимулирующие надбавки, доплаты и премии могут выплачиваться совместителям на условиях, установленных локальными нормативными актами организации, коллективным или трудовым договором.
Отпуска педагогов ДО. В соответствии со ст. 334 ТК РФ и пп. 3 п. 5 ст. 47 Закона об образовании педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Его продолжительность закреплена Постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 (далее - Постановление N 466).
Для педагогических и руководящих работников учреждений дополнительного образования устанавливается следующая продолжительность отпусков.
Должности работников ДО | Отпуск в календарных днях | ||
1. Инструктор-методист, концертмейстер, методист, педагог дополнительного образования, вожатый, воспитатель, тренер-преподаватель, старший инструктор-методист, старший методист, старший педагог дополнительного образования, социальный педагог, педагог-психолог | 42 | ||
2. Директор, заведующий | 42 | ||
3. Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника); руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения; заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения* | 42 | ||
4. Педагогические работники, указанные в п. 1, работающие в ДОУ в области искусств (детские школы искусств) | 56 | ||
5. Руководители, работающие в ДОУ в области искусств (детские школы искусств), указанные в п. 2 | 56 | ||
6. Руководители, работающие в ДОУ в области искусств (детские школы искусств), указанные в п. 3 * | 56 | ||
7. Педагоги дополнительного образования, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья | 56 | ||
* Деятельность указанных работников должна быть связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью. |
Лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству работник не отработал шести месяцев, отпуск предоставляется ему авансом. Для оформления отпуска совместителю необходимо представить копию приказа о предоставлении отпуска по основному месту работы (ст. 286 ТК РФ).
Если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника меньше, чем продолжительность отпуска по основному месту работы, работодатель по просьбе работника предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы соответствующей продолжительности.
* * *
Дополнительное образование детей и подростков занимает важное место в системе образования. В настоящее время идет его постепенное реформирование, как и всей образовательной отрасли. Основу допобразования составляют педагогические кадры. Минтрудом разработан Профессиональный стандарт для педагогов дополнительного образования, в котором представлены требования к уровню их образования, профессиональным умениям и навыкам. На них распространяются нормы трудового права, характерные для всех педагогических работников. Им устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени и удлиненный оплачиваемый отпуск. Данные нормы распространяются и на преподавателей, работающих в учреждениях дополнительного образования по совместительству.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"