Учет оборотных и внеоборотных активов (приобретение)
И.И. Дубовик,
эксперт журнала "Промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2016 г., с. 15-25.
Бытует мнение, что в нормативных актах по бухгалтерскому учету даны общие рекомендации по методологии отражения активов и обязательств, доходов и расходов. Исходя из них, бухгалтер принимает решение в той или иной ситуации на практике. Между тем не всегда нужно переходить от общего к частному. Иногда для формирования ясного представления о сути дела, наоборот, следует обобщить нормы нескольких документов. На промышленных предприятиях существенную долю баланса составляют производственные активы (здания и сооружения, оборудование и специальная оснастка, сырье и материалы). Как поставить их на баланс и дать первоначальную оценку?
Способы приобретения активов
Перечисленные во вступлении активы промышленного предприятия могут быть получены различными способами в зависимости от того, к какой группе относится актив.
Основные варианты приобретения имущества предприятия |
/-------------------------------------\ /----------------------------------\
| Внеоборотные активы | | Оборотные активы |
\-------------------------------------/ \----------------------------------/
/-------------------------------------\ /----------------------------------\
|- поставлен по договору купли-прода-| |- поставлен по договору поставки|
|жи; | |(купли-продажи); |
|- приобретен по договору мены (на| |- приобретен по договору мены (на|
|другие внеоборотные активы); | |другие оборотные активы, продук-|
|- куплен с привлечением средств| |цию); |
|бюджетного финансирования; | |- куплен с привлечением средств|
|- приобретен в лизинг (с передачей и| |бюджетного финансирования; |
|без передачи актива на баланс); | |- используется личное имущество|
|- получен в операционную аренду; | |работника в служебных целях; |
|- получен в безвозмездное пользование| |- получен безвозмездно (в том|
|(в том числе от учредителей) | |числе от учредителей) |
\-------------------------------------/ \----------------------------------/
В каждой из перечисленных ситуаций бухгалтеру нужно сперва решить базовые вопросы: ставить или не ставить на баланс имущество, если да, то как оценить актив и какие затраты включить в его стоимость? Только потом операция отражается на счетах бухгалтерского учета в стоимостной оценке. Все это описать сложно и достаточно трудоемко. Мы сформулируем основные выводы и дадим проводки без цифр.
Приобретение по договору купли-продажи (поставки)
Пожалуй, это самый простой вариант: предприятие покупает имущество за счет собственных средств прямо у его продавца. Здания и сооружения, оборудование и специальная оснастка, сырье и материалы передаются в собственность, у организации имеется полный контроль над объектом, который в будущем станет использоваться в основной деятельности компании и принесет экономические выгоды. То есть это актив в трактовке Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России*(1). Его первоначальная стоимость включает суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику, а также различные платежи (за переход права собственности для недвижимости, за установку и наладку оборудования и специальной оснастки, за доставку сырья на склад). Причем выделять указанные платежи и списывать отдельно нет необходимости, поскольку они связаны с приобретением актива и с получением доходов от его использования. Поэтому данные платежи отражаются в первоначальной стоимости приобретаемого имущества.
Корреспонденция счетов при обычной покупке ОС, МПЗ, иных активов будет такой:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражено приобретение актива по договору | ||
Отражен предъявленный поставщиком НДС* | ||
Внеоборотный актив введен в эксплуатацию в составе ОС | ||
Произведены расчеты с поставщиком и иными контрагентами | ||
* Налог может быть либо поставлен к вычету (Дебет 68 Кредит 19), либо включен в стоимость ТС (Дебет 08 Кредит 19) (по облагаемым или необлагаемым операциям). |
Поступление по договору мены
Такой вариант подразумевает обмен одного актива на другой (например, устаревшего оборудования на более современное, продукции на сырье и материалы). Участник сделки, передающий менее ценное имущество, обязан доплатить разницу в ценах, указанную в договоре мены. В бухгалтерском учете по этой сделке нужно отразить доходы и расходы от выбытия одного актива и расходы на приобретение и стоимость другого.
Правила определения доходов, расходов при исполнении обязательств неденежными средствами прописаны в п. 6.3 ПБУ 9/99 "Доходы организации", ПБУ 10/99 "Расходы организации", п. 11 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и п. 10 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов". Суть их в рассматриваемой ситуации сводится к тому, что основные стоимостные данные следует взять из договора, в котором должны быть указаны цена одного актива, оценка другого, идущего в зачет, разница, которую должна доплатить сторона, передающая менее ценное имущество по сделке.
В бухгалтерском учете сделка по обмену имущества отражается посредством двух встречных реализаций активов с последующим зачетом взаимных требований и доплатой в цене. Это не противоречит сущности хозяйственной операции и к тому же отвечает оформлению договорных отношений двумя договорами купли-продажи наряду с договором мены.
Корреспонденция счетов при обмене имущества будет следующей:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Передача имеющегося актива | ||
Отражена передача имущества как реализация | ||
Начислен НДС с передачи актива | ||
Списана стоимость актива | ||
Приобретение другого актива | ||
Отражено поступление нового имущества | ||
Показан предъявленный НДС | ||
Автомобиль введен в эксплуатацию | ||
Расчеты по обязательствам | ||
Произведен зачет взаимных обязательств сторон | ||
Доплачена разница в цене обмениваемого имущества |
Автор допускает, что по условиям договора может быть сначала отражено приобретение нового актива, а затем списание старого с доплатой в ценах. Разница не принципиальна, так как обе операции имеют место в короткий промежуток времени, что отвечает интересам обеих сторон договора мены.
Приобретение дорогостоящего имущества в кредит
Это одна из наиболее распространенных ситуаций при нехватке у предприятия денежных средств на покупку имущества (обычно дорогостоящего - зданий, сооружений, оборудования). Нередко имущество находится в залоге у банка (не обязательно то, которое куплено в кредит, производственное предприятие может заложить иной актив, например, находящуюся на складе готовую продукцию). Причем это не означает, что указанное имущество перестает быть активом, который после ввода в эксплуатацию станет приносить доходы предприятию.
Первоначальная стоимость кредитного имущества оценивается как договорная. Проценты увеличивают стоимость только инвестиционного актива, к которому можно отнести объекты незавершенного производства или строительства, а также оборудования (например, производственной линии до запуска ее в эксплуатацию). Если подготовка иных активов к предполагаемому использованию не требует длительного времени, то нет оснований капитализировать проценты в их стоимости (п. 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам").
Инструкцией по применению Плана счетов для бухгалтерского учета расчетов по краткосрочным кредитам предусмотрен счет 66, а по долгосрочным - счет 67. Кредиты на приобретение дорогостоящего имущества, а не на пополнение оборотных средств выдаются на несколько лет, поэтому полученный кредит нужно отразить как кредиторскую задолженность на счете 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".
При передаче в залог имущества организации отражают заложенную стоимость на забалансовом счете 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные". Эта сумма постепенно списывается в течение всего времени действия договора залога актива.
Корреспонденция счетов при покупке с использованием кредитных средств такова:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Получены кредитные средства | ||
Отражено приобретение имущества (внеоборотного актива) | ||
Начислены проценты по кредиту на приобретение ОС | ||
Отражен предъявленный поставщиком НДС | ||
Предоставлено обеспечение кредита банку | ||
Внеоборотный актив введен в эксплуатацию в составе ОС | ||
Отражен источник начисления процентов после учета ОС | ||
Оплачено ОС за счет собственных и кредитных средств* | ||
* Даже когда имущество приобретается в кредит, с заемщика все равно требуют первоначальный взнос - собственные средства, служащие определенной гарантией для банка. |
Лизинг оборудования
Финансовая аренда (лизинг) - достаточно распространенный способ приобретения движимого имущества при недостаточности собственных оборотных средств и невозможности привлечения. По сути, лизинг - это долгосрочный вид аренды. Лизингополучатель пользуется имуществом почти как своим (по интенсивности и сроку использования). Производственные предприятия в лизинг могут получить оборудование, которое интенсивно используется как раз в течение всего срока действия договора лизинга.
До момента, предусмотренного в договоре (как правило, до внесения всех лизинговых платежей), право собственности на имущество остается у лизингодателя. Однако это не означает, что имущество должно учитываться именно у него на балансе. Допускающая выбор балансодержателя имущества ст. 31 Закона о лизинге*(2) сегодня уже не действует.
Решение данного вопроса зависит не от волеизъявления сторон договора лизинга, а от правильной квалификации заключенного соглашения. В ходе его исполнения между сторонами происходит распределение рисков и выгод, связанных с владением активом - предметом финансовой аренды. Согласно МСФО (IAS) 17 "Аренда" (в отсутствие национального стандарта) по такому договору имущество учитывается у лизингополучателя. При финансовой же аренде к концу срока использования имущество, как правило, имеет высокий процент износа и низкую остаточную стоимость, а значит, все связанные с ним выгоды и риски исчерпаны и выпали они на долю лизингополучателя, а не лизингодателя. Наличие у последнего права собственности - лишь признак того, что он может распоряжаться имуществом (включая его отчуждение). У лизингополучателя такого права нет, но это не мешает ему пользоваться имуществом и извлекать из него экономические выгоды, что характеризует данный объект как актив.
На основании изложенного приобретенное в лизинг оборудование учитывается на балансе предприятия-лизингополучателя в составе объектов ОС. Затраты на его приобретение отражаются по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" (субсчет "Приобретение объектов основных средств") в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (с использованием, например, субсчета 76-5 "Арендные (лизинговые) обязательства"). Далее затраты, связанные с получением лизингового имущества, и стоимость поступившего лизингового имущества списываются с кредита счета 08 "Капитальные вложения", субсчет "Приобретение отдельных объектов основных средств", в корреспонденции со счетом 01 "Основные средства", субсчет "Арендованное имущество" (п. 8 Указаний об отражении операций по договору лизинга*(3)).
В первоначальную стоимость ТС как предмета лизинга включаются все фактические затраты на его приобретение исходя из суммы лизинговых платежей, в которых может учитываться не только выкупная стоимость имущества, но и сумма возмещения иных затрат лизингодателя (в том числе его вознаграждение). Это следует из МСФО (IAS) 17, авторы которого советуют финансовую аренду отражать в отчете о финансовом положении арендатора и как актив, и как обязательство по уплате будущих арендных платежей.
Корреспонденция счетов в начале действия договора лизинга при учете имущества на балансе лизингополучателя такая:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражены вложения лизингополучателя в активы | ||
Лизинговое имущество включено в состав ОС | ||
Уплачены лизинговые платежи | ||
Отражен предъявленный в составе платежей НДС |
Нужно отметить, что при выкупе имущества и переходе его в собственность лизингополучателя при условии погашения всей суммы лизинговых платежей на счетах 01 "Основные средства" и 02 "Амортизация ОС" производится внутренняя запись, связанная с переносом данных с субсчета по имуществу, полученному в лизинг, на субсчет собственных ОС (п. 11 Указаний об отражении операций по договору лизинга).
Аренда и использование личного имущества
В отличие от лизинга, при аренде, которая в МСФО именуется операционной, имущество не переводится на баланс арендатора и по завершении аренды не всегда выкупается. Инструкцией по применению Плана счетов для обобщения информации о наличии и движении основных средств, арендованных организацией, предназначен счет 001. На нем арендованные основные средства учитываются в оценке, указанной в договорах на аренду. Аналитический учет ведется по арендодателям и по каждому объекту арендованных основных средств (по инвентарным номерам).
Забалансовый учет арендованного имущества нужен для контроля за его сохранностью. Еще этим дается обоснование затрат, связанных с эксплуатацией такого ОС. Кроме того, на забалансовый учет обращают внимание внешние пользователи отчетности, например, банки и лизинговые компании, которые оценивают, сколько имущества уже находится в аренде и как это влияет на финансовые возможности и платежеспособность организации.
Корреспонденция счетов при учете арендованного имущества будет следующей:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
В начале аренды | ||
ОС поставлено арендатором на забалансовый учет | ||
По завершении аренды | ||
Списан с забалансового учета предмет аренды |
Напоминает рассмотренную ситуацию использование имущества работника в служебных целях (например, специальный инструмент или разработанное им приспособление). Отчасти это аренда, но договорные отношения выстраиваются в рамках не гражданско-правовых (гл. 34 ГК РФ), а трудовых отношений (ст. 188 ТК РФ). Только есть один нюанс. Имущество работника нет необходимости отражать даже за балансом. Организация не получает в аренду имущество у работника, а он использует свое имущество для служебных целей. Личное имущество не предназначено для использования в коммерческих целях и разовые операции не свидетельствуют об изменении статуса личного имущества сотрудника. Именно он отвечает за сохранность своего имущества, которое остается в полном его распоряжении и не входит в категорию арендованных внеоборотных активов.
Безвозмездное получение и безвозмездное пользование
Правовая квалификация, экономическая сущность и бухгалтерский учет данных вариантов получения активов различен. При получении имущества безвозмездно его нужно приходовать в составе активов, если оно будет использоваться в основной деятельности и приносить доход. Первоначальной стоимостью ОС, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы (п. 10 ПБУ 6/01).
Корреспонденция счетов при получении внеоборотного актива безвозмездно такая:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражено принятие к учету "безвозмездного" имущества* | ||
* Отметим: безвозмездно обычно никто ничего не дает, как правило, в качестве меценатов выступают зависимые лица, например, учредители (участники) компании. |
Полученное в безвозмездное пользование ОС не является активом, так как комбинация прав безвозмездного пользования и владения не образует объект бухгалтерского учета. Хотя в случае, когда имущество используется в деятельности и приносит экономические выгоды, его можно ставить на баланс, только если срок безвозмездного пользования достаточно продолжителен и сопоставим со сроком службы ОС. Однако это уже ближе к первой ситуации, когда имущество получено безвозмездно и у организации есть не только право пользования, но и право распоряжения на весь срок эксплуатации.
По своей экономической сути безвозмездное пользование имуществом схоже с арендой, только без внесения платы за использование. Поэтому бухгалтер вправе отразить имущество на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства", указав, что на нем отражено в договорной оценке имущество, полученное в безвозмездное пользование.
Приобретение с привлечением бюджетных средств
Бюджетная поддержка в адрес производителей - хорошее подспорье для бизнеса в период кризиса, однако нужно понимать, что целевое финансирование обычно выделяется в дополнение к собственным ресурсам предприятия. Само наличие бюджетных средств влияет главным образом на расчеты сторон по договору (получателю бюджетных средств как покупателю меньше платить), но не затрагивает квалификацию имущества и оценку его первоначальной стоимости (уплачиваемую по договору с поставщиком сумму плюс иные затраты для приведения актива в состояние, пригодное для использования по назначению).
В отношении целевого финансирования нужно знать несколько основных правил, установленных ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи". Начнем с того, что можно выбрать один из двух способов отражения целевого финансирования (п. 7 ПБУ 13/2000):
- по начислению, когда бюджетные средства отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств (Дебет 76 Кредит 86, Дебет 51 Кредит 76);
- кассовым методом, когда бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, а с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств (Дебет 51 Кредит 86).
Кроме этого, целевые средства п. 4 ПБУ 13/2000 разделяются на предназначенные:
- для финансирования капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов;
- для осуществления текущих расходов получателя бюджетных средств.
В обоих случаях целевое финансирование включается в доходы в тот момент, когда признаются оплаченные за счет него расходы на приобретение актива. Корреспонденция счетов при покупке имущества с использованием бюджетных средств следующая:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Получены бюджетные средства для частичного финансирования | ||
Отражено приобретение внеоборотного актива | ||
Отражен предъявленный поставщиком НДС | ||
Имущество введено в эксплуатацию в составе ОС | ||
Отражено приобретение оборотного актива | ||
Целевое финансирование отнесено на доходы будущих периодов | ||
Оплачен актив за счет собственных и бюджетных средств |
Целевые средства на капитальные расходы по приобретению внеоборотных активов списываются систематически на протяжении срока их полезного использования (как правило, в течение срока амортизации) (п. 9 ПБУ 13/2000). При этом само финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов в эксплуатацию, после чего списывается на прочие доходы в течение срока полезного использования имущества одновременно с начислением амортизации. Суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов (на приобретение МПЗ) признаются в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материальных запасов, а затем доходы будущих периодов списываются при отпуске МПЗ в эксплуатацию.
* * *
В статье освещены базовые схемы приобретения (получения) и общие принципы методологии бухгалтерского учета таких объектов, как здания и сооружения, оборудование и специальная оснастка, сырье и материалы. Автор сознательно не рассматривал полуфабрикаты, незавершенное производство и готовую продукцию - это активы собственного производства и их оценка достаточно специфична, она отличается от общей методологии.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997.
*(2) Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ.
*(3) Утверждены Приказом Минфина РФ от 17.02.1997 N 15.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"